В этом году исполнилось 30 лет со дня установления в нашей стране института президентства. Тогда на втором туре Президентских выборов победу одержал Александр Григорьевич Лукашенко.

Он настоящий лидер, для которого важно мирное развитие, который уверенно ведет страну в успешное будущее и способен увлекать за собой тысячи людей – белорусов. Отдельные «диванные эксперты» и другие оппозиционно настроенные личности могут критиковать наш государственный строй, но я могу привести ряд аргументов, доказывающих фундаментальную значимость института президентства в существовании и устойчивом развитии нашей страны.

Во-первых, Александр Григорьевич смог отвести страну от пропасти. Нам, молодому поколению, трудно понять, что каких-то 30 лет назад в нашей стране царила разруха, коррупция и бандитизм, а полки магазинов не были завалены многочисленными продуктами и товарами. Сегодня же все мы можем спокойно находиться на улице в ночное время, ходить в магазин за покупками и наслаждаться красотами процветающей Беларуси.

Во-вторых, в нашей стране созданы все условия для развития и самореализации, причем деньги, положение в обществе и социальный статус не влияют на возможности и перспективы. Под чутким руководством Президента созданы честные и справедливые условия, в которых только знания и стремление к развитию решают будущее человека. Как выходец из небольшого провинциального города Рогачева, могу с уверенностью заявить, что проживание в маленьком городе нисколько не помешало мне успешно поступить в лучший вуз страны и постигать в нем любимое дело. Считаю, что любой гражданин нашей страны может добиться успехов в своем деле и обеспечить себе достойную жизнь.

В-третьих, могу с уверенностью сказать, что в нашей стране огромное внимание уделяется молодежной политике. Школьники и студенты могут посещать объединения по интересам, спортивные секции, участвовать в олимпиадах, конференциях и конкурсах, выполнять научные исследования и писать научные работы. Под патронатом Президента функционирует специальный фонд по поддержке одаренной и талантливой молодежи, премии и стипендии которого стимулируют молодых людей к труду на благо Родины. Как я уже упоминал выше, я родился в небольшом городе Рогачеве. Обыватель может назвать его «болотом» или «большой деревней», но я могу поспорить с этим утверждением. Даже в небольших городах молодежь может найти увлечения по интересам, развиваться в различных направлениях, а также весело и интересно проводить досуг, отдыхая, общаясь и знакомясь. И в этом тоже непосредственная заслуга Александра Лукашенко.

Я могу и дальше приводить заслуги нашего Президента. Это и мирное небо над головой, и продовольственная безопасность, и стабильный экономический рост, и многое другое. Александр Лукашенко – настоящий лидер, который подтверждает это не на словах, а на деле. Его избрание 30 лет назад обеспечило устойчивое развитие нашей страны, формирование уникальных условий и перспектив. Под руководством Александра Григорьевича Беларусь превратилась из падающего в пропасть государственного формирования в место, где хочется жить: трудиться и отдыхать, знакомиться и развиваться, создавать семьи и не бояться завтрашнего дня. Уверен, что вместе нам предстоит пройти еще не один этап развития нашей страны, осуществлять грандиозные проекты и достигать прекрасных результатов. Каждый из нас должен трудиться на благо Родины, ведь Президент – это лидер, а все мы – творцы своего будущего и будущего государства. Надеюсь, что институт президентства будет и дальше подтверждать свою значимость и эффективность, а Беларусь всегда будет мирной и процветающей страной. По крайней мере, наш народ сделает все для этого!

 

Андрей МАМАЕВ, студент 2-го курса химического факультета БГУ.

 

P.S. Выпускник СШ № 4 города Рогачева Андрей Мамаев, уже будучи студентом 1-го курса химфака, представил Президенту Беларуси Александру Лукашенко свой научный проект о получении высокоэффективного угольного сорбента из опилок. Глава государства оценил исследовательскую работу молодого ученого и пожелал ему дальнейших успехов на научном поприще.

Сегодня – юбилей того исторического дня

Ровно 30 лет назад, 10 июля 1994 года, Александр Лукашенко был впервые избран на пост Президента Республики Беларусь. В тот день наша страна стала президентской республикой. 

Незадолго до победы главный лозунг будущего белорусского лидера звучал просто, но понятно и близко для каждого его соотечественника: быть ни с левыми, ни с правыми, а со своим народом!

Избрание первого президента Республики Беларусь тогда состоялось исключительно по воле белорусов.

Уже во вторник, 12 июля 1994 года, главное на тот момент печатное издание страны – газета «Советская Белоруссия» – писала, что Александр Лукашенко набрал «чуть более 81% голосов». За него тогда отдали свой выбор 4 219 991 избирателей. 

Фото: «Пул Первого»

ont.by

"В этой пятилетке мы сделали главное: реализовались как суверенное и независимое белорусское государство. Мы убедились сами и в очередной раз доказали всему миру - белорусскому народу жить в своей стране!". С такими словами Александр Лукашенко обратился к белорусам 31 декабря 2005 года. Уже тогда, почти 20 лет назад, самым важным для Президента было укрепление суверенитета и независимости нашей страны. Завершающий пятилетку год действительно был богат на громкие события. Именно о них мы и расскажем в новом выпуске YouTube-проекта "Как это было".

 
К 2005 году наша страна окончательно оправилась от потрясений, с которыми столкнулись все страны постсоветского пространства в девяностых. Более того, по ВВП на душу населения Беларусь заняла одно из ведущих мест в СНГ. Зарплаты и пенсии повышались, а автомобиль появился в каждой второй белорусской семье.
Обращение Александра Лукашенко к белорусам 31 декабря 2005 года
 
"У меня часто спрашивают: в чем наше национальное достоинство? Чем гордится народ Беларуси? Ответ дает жизнь. Это результаты нашего с вами общего труда! Вдумайтесь! За 5 лет мы увеличили в 1,5 раза производство ВВП, а за последние 10 лет - вдвое!", - заметил глава государства, подводя итоги 2005 года в своем новогоднем обращении.
В самом деле, результаты труда за пятилетку были, что называется, налицо. Не стал исключением и 2005-й. Знаменитый БЕЛАЗ заявил о себе на весь мир, выпустив самый мощный грузовик. Весной 2005 года началась реконструкция центра "Мать и дитя". А 30 декабря, в канун Нового года, запустили в эксплуатацию модернизированный энергоблок №3 Березовской ГРЭС.
Белорусский автомобильный завод впервые представил карьерный самосвал "БелАЗ-75600" грузоподъемностью 320 т
 
Развивалась и социальная сфера. Одним из ключевых вопросов стало возрождение и развитие села. Это сегодня можно уверенно говорить, что село в Беларуси удалось спасти. Тогда же, в 2005-м, предстояло проделать большой объем работы. Показательным стал визит Александра Лукашенко в деревню Закозель Дрогичинского района. В агрогородках уже начинали появляться участки с однотипной застройкой. Позже в народе такие домики даже назовут "президентскими". Александр Лукашенко в том же Дрогичинском районе на месте обрисовывал требования к архитектуре таких коттеджей.
Александр Лукашенко во время посещения деревни Закозель, 2005 год

"Считайте, как себе вы строите. Поэтому и подходить к этому строительству надо с этих позиций. Я уже говорил: чего не хватает в таких домах, особенно в крестьянском доме? Вы же понимаете, сколько грязной одежды, сколько спецодежды, сколько детей. Не хватает вот этих шкафов, где ту одежду разместить и так далее. Даже в городе в таком доме. Поэтому обязательно надо делать подвальное помещение, хорошо изолировав его. Никто не говорит, что отделывать его надо. Сделайте из фундаментных блоков аккуратненько, выстройте, подштукатурьте. Пусть у него будет это помещение под основным домом. Там котелок поставите для отопления. И сделайте мансардную крышу. Тоже не надо ничего делать, просто обейте - и все. Это будет резерв у человека", - поручил Президент.
 
С начала того же 2005 года начал действовать указ "Об усилении материальной поддержки семей при рождении детей". За третьего и последующего дополнительно начинают выплачивать пособие в размере трехкратного прожиточного минимума. В целом план был гораздо шире - подтянуть технологический уровень всей системы здравоохранения.
Во время открытия историко-культурного комплекса "Линия Сталина", 2005 год
 
А еще 2005 год - это год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Тогда Президент пообещал белорусам сделать все возможное, чтобы Вооруженные Силы нашей страны соответствовали новым вызовам 21 века. Как видите, это обещание было даже перевыполнено. А подарком белорусам к 60-летию Великой Победы стало открытие историко-культурный комплекса "Линия Сталина". На открытие приехал и Александр Лукашенко.
Александр Лукашенко выступает на специальном пленарном заседании высокого уровня 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 2005 год
 
Этот год запомнился и громкими визитами. Александр Лукашенко побывал в Пекине и Нью-Йорке. Отношения между Беларусью и Китаем тогда вышли на качественно новый уровень. Кстати, нашу делегацию допустили на важнейший стратегический объект Поднебесной - в Академию космической техники. А в США Президент принял участие в саммите ООН. Еще тогда всему миру было объявлено: Беларусь хочет мира и стабильности, остального белорусы добьются сами.
 
Конечно же, это далеко не все события, которыми запомнился 2005 год. Об этом и многом другом смотрите в нашем проекте "Как это было" на YouTube-канале БЕЛТА.-0-

belta.by

10 июля 1994 года состоялся второй тур выборов Президента Беларуси

Ровно 30 лет назад 10 июля 1994 года состоялся второй тур выборов Президента Беларуси. Тогда было шесть кандидатов. И уже в первом туре с большим отрывом первым стал Александр Лукашенко. Он же победил и во втором с показателем в более чем 80%.

Важнейшая избирательная кампания в истории Беларуси    

Беззаконие, безвластие и безысходность. В Верховном Совете – лишь бесконечные дебаты и внутриусобные интриги. У молодого государства даже не было своей независимой Конституции, ее приняли в марте 1994-го. Главная новация – в стране появился пост Президента.

Не демократ, не коммунист, а… реалист!

Так говорили о кандидате Лукашенко. Его встречи с народом и выступления – приковывали внимание. Власть кандидата недолюбливала, люди ему верили. И народ сказал свое веское слово. Во втором туре выборов, в июле 1994-го более 80% голосов получил Александр Лукашенко.

Перемены

Уже первые месяцы Лукашенко у власти по-хорошему встряхнули страну. Люди увидели – страна меняется. Многими процессами Президенту приходилось управлять буквально в ручном режиме. Того требовало время, навести порядок во всех отраслях – от экономики до здравоохранения.

Главный итог этих 30 лет: страна и тогда, и сейчас – сплочена. И это помогает сохранить самую большую ценность, которая есть у нынешнего поколения – суверенитет!  

ont.by

В соответствии со статьей 79 Конституции Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года, 17 октября 2004 года и 27 ноября 2022 года) Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина является Президент Республики Беларусь.

Если говорить коротко, Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет нашу страну в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент также принимает меры по охране суверенитета Беларуси, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти.
Президент Республики Беларусь, избираемый всенародным голосованием, олицетворяет собой национальное руководство, символизирует единство нации, является национальным лидером. Президентом нашей страны Александром Григорьевичем Лукашенко с целью повышения эффективности органов исполнительной власти создана исполнительная вертикаль. И сильный институт президентства обеспечивает незыблемость Основного Закона, его неукоснительное исполнение всеми субъектами политической системы общества, и в первую очередь государственными органами. Как показывает жизнь, Президент Беларуси обеспечивает политическую и экономическую стабильность страны, цементирует белорусское общество, одновременно способствуя становлению таких основных демократических институтов, как многопартийность, равные возможности каждого гражданина принимать активное участие в решении государственных дел.
В качестве перспективной модели социально-экономического развития наше государство под руководством Александра Григорьевича Лукашенко  избрало социально ориентированную рыночную экономику. Это закреплено решениями Всебелорусских народных собраний, начиная с 1996 года. Такой выбор, в отличие от либеральных моделей, не предполагает шоковых методов, несущих, как показала практика ряда постсоциалистических стран, огромные лишения для миллионов простых людей. И благодаря усилиям руководства страны, всех белорусов удалось преодолеть те негативные явления в экономике и социальной жизни, при которых начиналось становление независимой, суверенной Республики Беларусь. Думаю, многие еще помнят, как покупали в магазинах колбасу из круп и боялись вечером выйти из дому…
Все мы являемся свидетелями огромных преобразований и достижений во многих отраслях народнохозяйственного комплекса, в самых различных сферах социально-экономической жизни в  нашей родной Беларуси.
Есть чем гордиться и жителям Рогачевщины. Сегодняшний Рогачев – современный город с комплексом промышленных предприятий, широкой сетью социальных, учебных и культурных учреждений. В районе успешно развивается сельское хозяйство, наращиваются объемы производства зерна, молока и мяса, другой нужной продукции, делается все необходимое для создания продовольственной безопасности страны.
Мы живем уже в третьем тысячелетии. Создаем сильное государство, живем с надеждой о прекрасном будущем для наших потомков. Конечно, достичь этого непросто. Но мы верим в мудрость своего народа, его руководителей, полагаемся на огромное трудолюбие, безмерную щедрость души, любовь наших людей к земле и родному краю.

Михаил КОВАЛЕВ,
Почетный гражданин Рогачевского
района, член Союза писателей Беларуси.

Возникновение президентства было процессом закономерным и исторически обоснованным. Традиции белорусской государственности предполагают наличие сильного лидера страны.

В Древней Руси, в том числе в Полоцком и Туровском княжествах, князь являлся центральной политической фигурой. Собственно, первым точно датируемым в летописях историческим событием было призвание Рюрика на княжение. В нем участвовали и жители Полоцка. 862 год, когда это произошло, считается датой и основания города, и начала белорусской государственности.

В Великом Княжестве Литовском происходил процесс укрепления высшей власти. Великий князь обеспечивал собирание земель в едином государстве. Однако затем, с XV века, под влиянием унии с Польшей полномочия главы государства стали размываться. ВКЛ превратилось в олигархию, где реальная власть принадлежала правящим группировкам магнатов. Эта тенденция усилилась после создания в 1569 году Речи Посполитой. Установившаяся там система «шляхетской демократии» фактически означала безвластие, которое парализовало все государственные институты. Король был лишен каких либо реальных полномочий. Это явилось одной из ключевых причин упадка Речи Посполитой и ее последующих разделов.

С конца XVIII века белорусские земли оказались в составе Российской империи. Ею правил император, также часто по исторической традиции называемый царем. Ему принадлежала вся полнота власти, что на том этапе позволило сделать Россию одной из ведущих держав мира. Имеются достаточные данные, чтобы утверждать, что государь император пользовался огромным авторитетом среди белорусского крестьянства. В нем видели источник высшей справедливости, защиты и безопасности. В значительной степени такие настроения крестьян предопределили поражения польских шляхетских восстаний на территории Беларуси.

Продолжение следует.

 

Источник: СБ Беларусь Сегодня.

Летом 1994 года в Беларуси впервые выбирали Президента. До этого самые главные решения в стране принимал парламент - Верховный Совет. Однако делал он это долго и мучительно. Депутаты бесконечно дебатировали, ведя подковерную борьбу друг с другом. Страна тем временем катилась в пропасть, люди нищали. Нужны были срочные меры, чтобы не допустить худшего сценария. И Беларусь меняет форму правления - в 1994-м принимается Конституция, впервые в истории страны вводится должность Президента (немногим позже, в 1996-м, в результате всенародной поддержки на референдуме вносятся поправки в Конституцию и страна становится президентской республикой).
 


Принятие Конституции, назначение даты выборов главы государства, борьба за голоса избирателей - и 10 июля 1994 года победу на выборах Президента одержал Александр Лукашенко. С этого момента ведется отсчет истории института президентства в Беларуси, и нынешний год юбилейный.
Президент Беларуси Александр Лукашенко во время пресс-конференции, июль 1994 года

Как отразилось на ситуации в стране судьбоносное решение 1994 года? Насколько эффективно функционирует система управления государством на современном этапе? Способна ли она противостоять вызовам и угрозам, выдерживать тектонические геополитические сдвиги, происходящие в мире? К 30-летию института президентства в Беларуси в материале БЕЛТА подборка мнений экспертов, ученых, государственных, общественных деятелей, а также высказывания Александра Лукашенко о его отношении к своему статусу и о том, что самое сложное в деятельности на посту главы государства.

Институт президентства как спасательный круг для страны и народа

 
"Годы с 1991-го по 1994-й были временем осмысления нашим обществом будущего Беларуси, в том числе ее политического устройства. В сложившейся ситуации стал особенно очевиден запрос на сильную, действенную власть, способную быстро принимать решения. В 1994-1996 годах происходит становление института президентства. Это один из ключевых моментов в летописи нашей государственности, в истории уже суверенной и независимой страны. Несомненно, сильный институт президентской власти в Беларуси - гарантия стабильности и поступательного развития государства и общества", - убежден директор Института истории НАН кандидат исторических наук, доцент Вадим Лакиза.
 
Выборы первого Президента Республики Беларусь, июль 1994 года
Удостоверение Президента Республики Беларусь вручено Александру Лукашенко, июль 1994 года
 
"Возникновение института президентства в нашей стране - закономерное и исторически обоснованное явление. Ментально белорусам, как и большинству населения постсоветского пространства, близка идея сильной персонифицированной власти, которая способна взять на себя ответственность. Конечно, дискутируя, быть Беларуси парламентской или президентской республикой, рассматривали европейский и мировой опыт. Но главное - остро стоял вопрос о деятельности власти. Верховный Совет неделями обсуждал один законопроект. В обществе тем временем накапливалось раздражение от несогласованности властей, разгула преступности. Люди видели нарастающий хаос и ухудшение жизни, поэтому, конечно, поддерживали введение института президентства, они воспринимали его как спасательный круг для себя", - считает старший научный сотрудник Центра политологии НАН кандидат политических наук Александр Маркевич.
 
 
Эксперт обратил внимание, что избранный в 1994 году при полной народной поддержке Президент Александр Лукашенко ввел в стране, по сути, антикризисное управление, немедленно занялся восстановлением народного хозяйства, прежде всего базовых отраслей: промышленности, сельского хозяйства, строительства. "Изрядно накопилось к тому времени и социальных проблем, они обострились до предела. Но главным для молодого Президента была справедливость, которую он обещал своим избирателям, и этот принцип остается сутью его политики до сегодняшнего дня", - подчеркнул Александр Маркевич.
 
Шаги к суверенитету и независимости. 1994 год. Важнейшая избирательная кампания в истории Беларуси

"Если страна находится в таком непонятном состоянии (как в период острой политической борьбы и социально-экономических неурядиц 1990-х годов. - Прим. БЕЛТА), ее может вывести только четкая, определенная, конкретная власть, которая имеет полномочия для того, чтобы принимать решение и тут же обеспечить его выполнение. Была не только стабилизирована обстановка. Были намечены пути, куда двигаться", - рассказал Анатолий Глаз, работавший в 1995-1998 годах председателем Бобруйского райисполкома, а в последующем являвшийся зампредседателя Могилевского облисполкома, депутатом парламента.

"Всегда действовать в интересах народа". Роль личности первого Президента

 
"Определяющее значение в развитии белорусской модели имеет личность первого Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко. Его стратегические установки по объяснению идеологического базиса государственного строительства и общественного развития имеют определяющее значение в динамичном, поступательном развитии страны. Благодаря нашему Президенту в Беларуси удалось сохранить национальную модель демократии, обеспечить независимость, сохранить и переоснастить все сферы производства. Мы не допустим резкой социальной поляризации страны, ее "модернизации" по западным лекалам. В центре политики не интересы капитала, а человека труда, все, что позволяет нам противостоять всякого рода цветным революциям и другим грязным политтехнологиям", - заявил заместитель главы Администрации Президента Беларуси Владимир Перцов.

Он подчеркнул, что глава государства из числа тех редких политиков, кто живет судьбой своего народа, своей страны. Поэтому абсолютно закономерно, что Александр Лукашенко в 2024 году был избран председателем Всебелорусского народного собрания, высшего органа народовластия. "В ближайшее время нас ждут значимые политические события. Впереди президентские выборы. Только сильная президентская власть позволяет претворять в жизнь запрос на эволюционный путь развития и сильное белорусское национальное государство. Мудрость и воля белорусского Президента позволят решить стоящие перед нами задачи", - уверен Владимир Перцов.
"Люди проголосовали за харизматичного человека, который боролся за дисциплину и порядок, за право белорусов быть хозяевами на своей земле. Взять на себя абсолютно осознанно колоссальную ответственность за судьбу целой страны в мире мало кто способен. Это говорит прежде всего о масштабе и уникальности личности, о мудрости и прозорливости политика, который всегда со своим народом, у которого он ищет и находит поддержку и исключительно в его интересах действует", - подчеркнула председатель Белорусского союза женщин, директор национального представительства МТРК "Мир" Ольга Шпилевская.

 
"Институт президентства напрямую связан с личностью нашего Президента. Его деятельность на протяжении 30 лет является олицетворением зарождения, развития не только самой президентской власти, но и основных этапов строительства национальной государственности. Воля, энергия Президента стали воплощением уникального метода строительства системы президентства", - констатировал заместитель председателя Гродненского облисполкома Виктор Пранюк.
 
Пранюк: институт президентства остается стержнем системы госуправления в центре и на местах

"Тридцатилетие института президентства - знаменательная дата, в которой, как в фокусе времени, отражено многое, и главное - выбор народа и мандат доверия Александру Григорьевичу Лукашенко, который определяет судьбу развития Республики Беларусь. Институт президентства стал спасительным для Беларуси. Рождался и развивается он вместе с нашей государственностью. Во многом он стал синонимом подлинной независимости и суверенитета, национального единства и культурного кода нашей страны", - подчеркнул первый заместитель министра образования Александр Баханович.

30-летие института президентства как повод подвести первые итоги

 
"Тридцать лет в истории небольшой срок, но за это время удалось серьезно укрепить институт президентства, расширив его точки опоры. Мы шагнули в сторону гражданского общества, сформировав его особые инструменты взаимодействия. Завершающим этапом развития политической системы стало придание Всебелорусскому народному собранию конституционного статуса, что позволило вовлечь широкие слои населения в принятие решений стратегического характера. Таким образом, на данном отрезке времени мы пришли к сформированной собственной политической системе", - заявил аналитик Белорусского института стратегических исследований, член научно-экспертного совета при ЦИК кандидат политических наук Анатолий Бояшов.
 
Напишет ли Лукашенко книгу о своем президентстве? Пресс-секретарь Президента верит, что это случится
 
"Период в 30 лет был напряженным, годы были сложные, противоречивые, но, тем не менее, институт президентства Беларуси оказался крепким, устойчивым, обеспечил благосостояние в стране", - убежден главный научный сотрудник Института экономики РАН, заведующий центром постсоветских исследований Леонид Вардомский.

"Под эгидой института президентства за эти годы сформировалась собственная продуктивная модель общественного развития. Ее основами являются сильное государство, социально ориентированная экономика, восточнославянская культурно-цивилизационная принадлежность белорусского народа, - сказал зампредседателя Гродненского облисполкома Виктор Пранюк. - Институт президентства был и остается стержнем системы государственного управления в центре и на местах. Он генерирует разработку новых направлений, эффективных идей и проектов для экономических и социальных сфер, формирования региональной политики. В эпицентре находится забота о белорусах, их нуждах и интересах".

"За 30 лет Беларусь сформировалась как полноценное государство, как достойная уважения нация. На белорусской земле за три десятилетия не было межнациональных и межконфессиональных конфликтов. И уверен, что не будет, если проводить такую же внешнюю и внутреннюю политику, как сейчас. И самое важное - создана надежная система защиты государства и нации. Мы понимаем четко свои национальные интересы. Знаем угрозы и их источники. И это не другие народы, а правители, истеблишмент, у которого свои меркантильные экономические либо политические интересы. Но ни один народ для нас не является ни противником, ни соперником. У нас свой геополитический выбор - Союзное государство, стратегическое партнерство с Китайской Народной Республикой, целый ряд интеграционных образований. И самое главное - Беларусь уверенно смотрит вперед. В формирующемся многополярном мире мы видим свою роль и место, куда стремимся, и добьемся этого, вне всякого сомнения", - констатировал старший научный сотрудник Центра политологии НАН кандидат политических наук Александр Маркевич.
 
 
"Конституция 1994 года впервые в истории Беларуси предусмотрела в системе высших органов государственной власти должность Президента Республики Беларусь. На этапе первоначального развития суверенной Беларуси институт президентства стал тем связующим звеном, которое обеспечило эффективное взаимодействие различных ветвей власти. Несмотря на свою небольшую историю существования и развития в нашем государстве, институт президентства завершил свое формирование и является неотъемлемым элементом системы высших органов государственной власти, выступает одним из важнейших ее символов и олицетворяет единство народа Беларуси", - к такому выводу пришли авторы статьи "Становление института президентства в Республике Беларусь" Вадим Ипатов и Дмитрий Полещук.

Президент о президентстве и самом сложном на этом посту

 
За время своего президентства Александр Лукашенко не раз отвечал на вопросы в том числе об особенностях работы на посту главы государства. Ушло в народ и стало афоризмом его высказывание: "Президентами не становятся, президентами рождаются". "Если у тебя от природы нет президентского (или стержня, или чего-то), закваски этой, ты не будешь президентом. У тебя должна быть эта связь с народом. Это главное для президента. И это от природы должно быть, - пояснял Александр Лукашенко. - У человека, Президента будущего, от природы должна быть определенная интуиция, определенное чувство, которое его никогда в жизни не подведет. Это в жизни не приобретешь. Это должно быть у тебя от природы. Если этого нет, как у некоторых сейчас западных политиков, глав государств в том числе, к сожалению, у наших соседей, ну, тогда и Президента нет. Слава богу, что там президенты не обладают теми полномочиями по Конституции, как в Беларуси. Ибо была бы беда".
 

 
 
Совсем недавно Президента спросили, что он считает самым сложным за тот 30-летний период, в течение которого он является главой государства, сохраняя суверенитет и независимость Беларуси. И ответ его был про оправдание высокого доверия, которое он получил от белорусского народа, доверившего ему управлять страной. "Каждый день - утром, вечером, ночью - ты просыпаешься в холодному поту и думаешь: тебе же доверили, как бы не подвести. Вот у настоящего Президента это самое тяжелое", - сказал в одном из интервью Александр Лукашенко. Президент подчеркнул: чтобы сохранить государство, необходимо сберечь его независимость. "Без нее не может быть государства. А если нет государства, то и нет нас. Мы рабы просто без этого. Поэтому это самое главное - сохранить ее", - сказал белорусский лидер.
 

Для Республики Беларусь институт президентства является достаточно новым. Несмотря на провозглашение Беларуси суверенным и независимым государством в 1990 году, на протяжении еще нескольких лет в стране сохранялась структура высших органов государственной власти, характерная для БССР.

Ситуация изменилась в 1994 году с принятием Республикой Беларусь – новым суверенным государством – важнейшего политико-правового акта, обладающего высшей юридической силой, – Конституции Республики Беларусь.

Конституция 1994 года впервые в истории Беларуси предусмотрела в системе высших органов государственной власти должность Президента Республики Беларусь. Согласно статье 95 Конституции 1994 года Президент являлся Главой государства и исполнительной власти. Для реализации полномочий исполнительной власти в областях экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и других сферах государственного управления при Президенте создавался Кабинет Министров Республики Беларусь.

Президент наделялся полномочиями по руководству системой органов исполнительной власти и обеспечению их взаимодействия с представительными органами, назначению должностных лиц, занимающих наиболее ответственное положение в государстве.

Вместе с тем анализ положений Конституции 1994 года позволяет сделать вывод о том, что ее нормы не обеспечивали достаточный баланс интересов различных ветвей власти для политической и экономической стабильности в государстве. В этой связи возникла необходимость перераспределения полномочий между ветвями власти и пересмотра роли Главы государства в обеспечении их взаимодействия и слаженной работы.

В результате конституционно-правовой статус Президента значительно изменился в 1996 году после принятия на республиканском референдуме новой редакции Конституции. Дальнейшее развитие и конкретизацию правовой статус Президента, его полномочия получили в Законе Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года «О Президенте Республики Беларусь» (в редакции Закона Республики Беларусь от 7 июля 1997 года № 52-З), принятом на основе и во исполнение конституционных положений.

В новой редакции Конституции сохранены требования к кандидатам в Президенты, установленные Конституцией 1994 года. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом. В тоже время наряду с предусмотренными ранее требованиями закреплены дополнительные требования к кандидатам в Президенты: быть гражданином Республики Беларусь по рождению и постоянно проживать в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Это обусловлено необходимостью обеспечения более тесной связи кандидата в Президенты, призванного отстаивать интересы собственного народа, с Республикой Беларусь, а также направлено на исключение влияния других государств на формирование высших органов государственной власти.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь.

Войти с помощью

 


  

Яндекс Реклама