Служба психологической помощи помогает решить широкий спектр проблем и
найти выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Вы можете получить
консультацию специалиста-психолога, который ответит вам на все волнующие
вопросы.
Процесс оказания психологической помощи детям, пострадавшим в результате
насилия сексуального характера проходит в несколько этапов:
- 1-й этап – сбор информации, для подтверждения факта совершенного насилия;
- 2-й этап – составление плана психологической беседы;
- 3-й этап – выбор условий и места для проведения встреч с ребенком;
- 4-й этап – проведение первичной беседы;
- 5-й этап – проведение нескольких последующих встреч с ребенком для оказания
ему необходимой психологической поддержки.
1-Й ЭТАП: СБОР ИНФОРМАЦИИ
Сбор информации осуществляется путем ознакомления специалиста с
различными источниками, которые дают информацию:
- о подтверждении факта насилия;
- о характере совершенного насилия;
- об обстоятельствах, в которых произошло насилие;
- о личности подозреваемого;
- о непосредственной реакции ребенка на случившееся.
2-Й ЭТАП: СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ
Составление плана психологической беседы производится специалистом в
зависимости от выбранных им индивидуальных методов работы. При составлении
плана обязательно учитываются:
- наиболее важные вопросы, требующие уточнения;
- уровень развития ребенка для правильной формулировки вопросов;
- отовность ребенка к признанию.
По факту готовности к признанию дети делятся на четыре группы:
- готовые рассказать о случившемся во всех подробностях одному или нескольким
людям;
- готовые сделать частичное признание, преуменьшить либо скрыть информацию
о насилии;
- психологически не готовые к признанию, поскольку факт их насилия был открыт
без их участия;
- дети, факт насилия в отношении которых не установлен точно и лишь
подозревается.
3-Й ЭТАП: ВЫБОР УСЛОВИЙ И МЕСТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВСТРЕЧ С
РЕБЕНКОМ
К месту проведения беседы предъявляются следующие требования:
- оно должно отвечать удобствам ребенка;
- в нем не должна быть чересчур официальная обстановка;
- не должно быть переизбытка игрушек (исключение – куклы, необходимые при
работе с детьми дошкольного возраста, помогающие ребенку в объяснении факта
насилия).
При выборе времени беседы обязательно должен учитывать режим дня ребенка,
особенно, если речь идет о маленьких детях. Средняя продолжительность
первичной беседы не должна превышать 30 минут.
Присутствие родителей или лиц, имеющих опекунство над ребенком, во время
беседы не допускается (исключение –дети младше 6 лет, испытывающие страх
наедине с посторонними людьми).
4-Й ЭТАП: ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРВИЧНОЙ БЕСЕДЫ
Проведение первичной беседы проходит в несколько стадий:
- 1-я стадия – установление контакта специалиста с ребенком;
- 2-я стадия – оценка развития ребенка;
- 3-я стадия – получение информации;
- 4-я стадия – завершение беседы;
- 5-я стадия – анализ полученных сведений .
Цель установления контакта специалиста с ребенком – завоевание его доверия
для возможности дальнейшего общения.
Оценка развития ребенка требуется для определения интеллектуального уровня
ребенка, его жизненного опыта, способности отвечать на задаваемые сложные
вопросы и выявление его психологических особенностей через анализ
соответствия возрасту, развитие памяти, запас знаний, уровень психологической
зрелости, способность понимать и оценивать происходящие события.
Получение информации происходит в процессе спонтанного рассказа ребенка, а
в случае невозможности вызвать его на разговор – путем задавания специалистом
конкретных прямых и наводящих вопросов, используя имеющуюся у него
информацию о случившемся. В случае, когда от ребенка невозможно получить
сведения путем ответа на прямые и наводящие вопросы, специалисту
разрешается использовать вопросы с несколькими вариантами ответа.
Завершение беседы заключается в выражении специалистом признательности
ребенку за сотрудничество вне зависимости от плодотворности состоявшегося
разговора. Главные критерии, по которым осуществляется анализ полученных
сведений – объективность, профессионализм специалиста и опора на конкретные
факты.
5-Й ЭТАП: ПРОВЕДЕНИЕ ПОСЛЕДУЮЩИХ ВСТРЕЧ С РЕБЕНКОМ
Количество последующих встреч специалиста с ребенком для оказания
психологической помощи может варьироваться в зависимости от индивидуальной
ситуации. В среднем полный сеанс по оказанию психологической
помощи включает в себя 6-8 занятий, однако, в некоторых случаях их требуется
больше или меньше. Точное количество необходимых бесед определяется
специалистом, исходя из оценки психологического состояния ребенка и
обстоятельств осуществленного по отношению к нему насилия.
ЦЕЛИ 1-ГО И 2-ГО ЗАНЯТИЙ:
- 1. Создать у ребенка атмосферу доверия к специалисту и предстоящим встречам с
ним.
- 2. Оказать ребенку помощь в раскрытии его мыслей и чувств, связанных с
пережитым насилием.
- 3. Снизить состояние тревоги у ребенка, ослабить его чувство вины, повысить его
самооценку.
ЦЕЛИ 3-ГО И 4-ГО ЗАНЯТИЙ:
- 1. Дать ребенку возможность говорить о своем отношении к насильнику.
- 2. Обсудить с ребенком проблемы нарушения доверия к другим людям.
- 3. Помочь ребенку понять, каким людям можно доверять, а каким - нет.
ЦЕЛИ 5-ГО И 6-ГО ЗАНЯТИЯ:
- 1. Дать ребенку общее представление о любви и сексуальных отношениях.
- 2. Помочь ребенку понять разницу между сексуальными отношениями по
взаимному согласию и сексуальному насилию.
- 3. Помочь ребенку понять, почему некоторые люди способны совершать насилие
по отношению к детям.
ЦЕЛИ 7-ГО И 8-ГО ЗАНЯТИЙ:
- 1. Помочь ребенку понять, что определенные вещи могут напоминать ему о
пережитом насилии и вызывать чувство страха.
- 2. Научить ребенка преодолевать негативные чувства, вызываемые этими
воспоминаниями.
- 3. Объяснить ребенку, как он может противостоять насилию.
- 4. Помочь ребенку не чувствовать себя одиноким в своем горе.
- 5. Показать ребенку, что в его личностном развитии возможен прогресс.
МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ:
- 1. Любая отвлеченная деятельность, помогающая ребенку проявить себя, а
специалисту – поддержать его и похвалить.
- 2. Вопросы, позволяющие специалисту больше узнать о его интересах,
увлечениях и личных качествах.
- 3. Всестороннее обсуждение истории, связанной с насилием и личностью
насильника.
- 4. Психологические тесты, позволяющие установить, как ребенок представляет
картину совершенного насилия, насколько сильно он испытывает чувство вины,
какие негативные чувства его терзают.
- 5. Обсуждение с ребенком результатов тестирования.
- 6. Подбор и применение необходимых методик для избавление ребенка от
негативных мыслей , чувств и преследующих его страхов.