Автомобильный рынок переживает эпоху перемен. На фоне глобального стремления к экологически чистым технологиям электромобили все активнее вытесняют традиционные
машины, предлагая водителям не только экономичность, но и осознанный выбор в пользу будущего. Такой выбор сделал и индивидуальный предприниматель из Рогачева Дмитрий Астапенко (на снимке) – человек, для которого дорога стала образом жизни. В качестве таксиста он с 2018 года ежедневно проводит часы за рулем, и потому переход на электромобиль стал для него не просто экспериментом, а шагом, продиктованным внутренним убеждением. О плюсах и минусах нового экотранспорта, а также о личном опыте – читайте в нашем материале.

? Дмитрий, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к идее купить электромобиль и какими критериями руководствовались при выборе?
– Решение пришло неожиданно: случайно увидел рекламу, загорелся, стал изучать рынок. Посмотрев обзоры на различные марки и модели, постепенно пришел к выводу в пользу китайского электроавтопрома. «Созревал» месяца два, и весной приобрел в салоне в Минске темно-серый китайский электромобиль BYD Yuan Plus 2004 года выпуска. Изначально рассматривал только новый вариант. Пока не жалею, очень доволен: машина надежная, есть круглосуточная техподдержка, единственное, Wi-Fi интернет подключать пока не тороплюсь. При выборе обращал внимание на емкость батареи и запас хода. Когда покупал, руководствовался эмоциями. Мне предложили два электромобиля, я сел в первый и подумал: это не то, что я искал. После «приземлился» в кроссовер Yuan Plus и понял: это мое!
? Какими были первые ощущения, когда сели за руль «зеленого» транспорта?
– Незабываемыми. Правда, когда перегонял домой, сразу она чуть не «убежала» из-под меня, слишком чувствительная. Скорость не ощущается. Электромобиль прост в управлении, предусмотрены всего две педали – газ и тормоз, сцепления нет, а вместо коробки передач стоит редуктор с одной скоростью вперед и одной назад. Очень комфортно ездить, движение кажется плавным и спокойным, неровности на дороге почти незаметны благодаря мягкой подвеске. Пассажиры всегда в восторге, даже бывалые водители говорят: «Круто!»
? Если сравнить электрокар и обычный автомобиль с бензиновым или дизельным двигателем. В чем принципиальная разница?
– Главное различие – принцип работы перечисленных автомобилей. Электрокар использует электроэнергию для приведения в движение, получая ее от батареи, которая заряжается от внешних источников питания. В среднем зарядка электромобиля будет обходиться дешевле, чем ежемесячная заправка бензиновой машины. Я, например, заряжаю дома по ночным тарифам, что позволяет снизить затраты. Станция на 220 Вольт шла в комплекте. У меня частный дом, смену закончил, поставил машину на зарядку – и к утру она снова готова к работе. Полный цикл занимает 7–8 часов.
Электромобили имеют куда более простую конструкцию и меньше подвержены износу. К тому же они более экологичны в сравнении с автомобилями с двигателем внутреннего сгорания.
? Одни плюсы. А есть ли минусы у электромобиля?
– Единственный минус – сеть зарядных станций. В Рогачеве таковой нет, поэтому я езжу в Жлобин, ближайшая станция там и в Довске. Быстрая зарядка занимает 40–50 минут. Приходится заранее планировать маршрут. В принципе, если бы не специфика моей работы, то мне заряда на 360–370 километров было бы достаточно. Расход зависит от скорости: чем быстрее едешь, тем выше расход энергии. А также от температуры воздуха. Я еще не сталкивался, но, по словам обладателей электромобилей, зимой пробег падает до 200 километров. Скоро проверю лично.
? Можно ли заряжать электрокар под дождем?
– Да, нет проблем, если это не ливень. Видел в интернете, что некоторые при зарядке накрывают розетку пакетами – я так не делаю. В Борисове был не так давно, заряжался под дождем – все хорошо. А в грозу любой автомобиль не обслуживается, заправочные станции не работают по технике безопасности.
? Борисов относительно далеко от нас. Как вы планируете дальние рейсы и обходитесь без риска полного разряда?
– Есть специальное приложение, в котором я перед поездкой смотрю подходящие зарядные станции по всей Беларуси, указав свой коннектор, чтобы подошла розетка. Пока не было ни разу, чтобы я разрядился на трассе. При 10 % заряда на экране загорается предупреждение – этого хватает примерно на 30 километров. Полностью батарея не разряжалась, а если бы столкнулся с такой проблемой, пришлось бы вызывать эвакуатор.
? Что важно знать об обслуживании и гарантийных обязательствах?
– Пока гарантия – обслуживание только в Минске. На 20 000 километрах нужно поменять масло в редукторе, на 60 000 километрах – охлаждающую жидкость. Гарантия действует до 150 000 километров, после чего техобслуживание можно проводить самому и сэкономить.
? За плечами уже немало поездок. Были интересные или необычные истории с пассажирами, связанные с электромобилем?
– Вроде, ничего необычного. Девушки не могут найти ручку, чтобы дверь открыть. Еще однажды пассажир возмутился: «Зачем мне такая дорогая машина? Мне нужно подешевле!» Видимо, ему в приложении выставили более высокую сумму, чем он ожидал. Но ведь модель автомобиля на это не влияет, эти суммы не мы в приложении выставляем, и тариф зависит от совокупности других факторов на момент поездки.
? Вы очень тихо подъехали. Люди не пугаются?
– Я этого всегда опасаюсь. Если еду по дороге и вижу велосипедиста, я сразу ему сигналю, так как понимаю: он двигателя не слышит. И желательно подальше, чтобы не испугать. В городе, когда вижу, что пожилые люди идут рядом, я даже не сигналю – просто останавливаюсь и с уважением жду, пока они спокойно завершат свои дела и пройдут дальше.
? Увидела у вас в машине подушку в виде рыбки – увлекаетесь ловлей. Покоряете бездорожье?
– Нет. Жалею электромобиль. Батарея снизу защищена, но рисковать не хочу. На рыбалку на нем не ездил еще, сейчас предпочитаю велосипед (улыбается).
? Насколько, по-вашему, важен водительский опыт?
– Я за рулем с 1990-х: начинал водителем пожарной машины, работал в районном отделе по чрезвычайным ситуациям до 2000 года. Опыт помогает быстрее привыкнуть к новому типу управления и уверенно планировать время и маршрут. Но внимательным и ответственным на дороге нужно быть всем и всегда, вне зависимости от того, сколько километров уже позади.
– Спасибо за интересный диалог! Ровной дороги вам и зеленого света!
https://www.slova.by/obshchestvo/39695-myagkaya-tikhaya-no-zaryadka-akhillesova-pyata#sigProId81dc546046
Елена ШЕВЦОВА.
Фото Раисы БОРОВОЙ.
Версия для слабовидящих









