Объем информации в интернете стремительно растет, и иногда мы, взрослые, потребляем все подряд, не в состоянии распознать мусор и отличить его от действительно важного. А задача каждого родителя – научить ребенка фильтровать информацию. Особенно выдаваемую
псевдоэкспертами и блогерами, коих развелось на просторах всемирной паутины великое множество. И, к сожалению, редко кто из них несет ответственность за свои мнения и советы, которые могут причинить вред людям, в частности любознательному и доверчивому
подрастающему поколению.
Эта тема меня всегда тревожила и даже возмущала: почему блогерам и коучам верят больше, чем экспертам? Когда у сына появился телефон, а после – Ютуб и Телеграм, он начал все чаще прибегать с округленными глазами для подтверждения увиденного и услышанного со ставшей уже клише фразой: «Мам, а правда, что…». Благо, пользуюсь авторитетом, поэтому за окончательным мнением ребенок шел к взрослому. Сейчас, будучи подростком, интересуется о справедливости и правдивости онлайн-информации все реже. Почему? Да потому что не очень нравятся ответы типа: «сынок, в серьезных вопросах лучше не доверять одному источнику», «поищи подтверждение, найди официальную информацию, не доверяй словам блогеров»… А уставшему ребенку разве хочется тратить свое время на поиск истины, особенно если ребята ждут в «Роблоксе», читать что-то, когда с полки коварно улыбаются книги из школьной программы?! Ему преподносят отличную альтернативу: все быстро, коротко и уверенно. Самоуверенно.
Но одно дело, если бьюти-блогер (без специального образования!) рекомендует попробовать крутой корейский крем, и совсем другое, когда с экрана телефона ребенка берут на слабо и влияют на его самооценку, когда «специалисты» помогают поставить диагноз и советуют лечение, искажают исторические факты и формируют мировоззрение школьников (что лукавить, и многих взрослых), внушают мысль о молниеносном результате и личностном росте без необходимой работы, учебы. Инфобизнесмены (ведь каждый подписчик – это потенциальный покупатель) хороши в психологии и подсознательно подталкивают людей идти по пути меньшего сопротивления. Легче посмотреть на красивые картинки и жить в иллюзиях, послушать блогеров о каком-либо социально-политическом событии с миллионными просмотрами и сделать выводы, чем читать нудные аналитические материалы человека, который реально разбирается в теме (скорее всего, и лайков у последнего будет с гулькин нос).
И предъявить блогерам особо нечего, в правовой системе Республики Беларусь на сегодня отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность. Единственное, авторам мнений в сети стоит почитать Законы «О СМИ», «О рекламе», «Об авторском и смежных правах», «О защите персональных данных» и не оскорблять никого в эфире.
В общем, оградить детей от негативного влияния инфлюенсеров (лидеры мнения с большой аудиторией) могут только родители, которым нужно держать руку на пульсе, интересоваться, каким контентом увлечен ребенок, подросток, замечать изменения в поведении, появление новых личных вещей. А главное – разговаривать! И не критиковать кумиров, а помочь увидеть обратную сторону красивой картинки. Научить его не верить всему, что говорят в интернете, проверять информацию, посоветовать блогеров, которые подают положительный пример подрастающему поколению и пропагандируют здоровый образ жизни.
Елена ШЕВЦОВА.