В связи с предстоящим очередным, пятым Всебелорусским народным собранием корреспондент газеты «Свабоднае слова» встретился с депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по Рогачевскому избирательному округу № 45, делегатом всенародного форума Владиславом Щеповым (на снимке) и попросил ответить на вопросы, которые интересуют наших читателей.
? - Владислав Александрович, из автобиографии на вашем сайте известно, что вы окончили экономический факультет Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины по специальности экономист-менеджер. Работали ассистентом, доцентом кафедры экономики и управления производством, деканом экономического факультета своей «Аlma mater». Вы – кандидат экономических наук, доцент.
В октябре 2012 года вы были избраны депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва по Рогачевскому избирательному округу №45. Сейчас работаете в Постоянной комиссии по экономической политике заместителем председателя.
Расскажите, пожалуйста, почему, как вы пришли к депутатской деятельности?
- Вы знаете, к решению об участии в выборах в 2012 году я пришел осознанно. Меня к этому привела учеба в университете, профессиональная деятельность, а также желание непосредственно участвовать в принятии решений по развитию страны, регионов и конкретных населенных пунктов. Возможно, эти слова покажутся кому-то избитыми и высокопарными, но это действительно так! И, конечно же, я понимал, что депутат Палаты представителей выражает интересы конкретных избирателей, поэтому должен их слушать и слышать, предпринимать все возможные меры по решению возникающих жизненно важных вопросов. И если для этого нужны изменения законодательства, депутат Палаты представителей может и должен предложить это сделать.
Вспоминая историю, могу сказать, что меня увлекали телевизионные передачи политической и экономической тематики, которые заполонили экран в начале 90-х годов. Я поступил в университет в 1993 году на экономический факультет. Годы моей учебы в университете – это годы становления суверенной Беларуси, период бурных преобразований в политической и экономической жизни страны. Преподаватели и студенты нашего факультета, в том числе и я как студент, не могли оставаться в стороне от происходящих процессов. Мы фактически в аудиториях учились строить самостоятельную экономику и государство на примере реально происходивших за окном событий. Все мы учились жить по-новому: и студенты, и преподаватели, и руководители предприятий, и государственные служащие.
Например, на практических занятиях мы, как говорится, по косточкам разбирали «Программу неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса», которую разработал Президент страны уже в первый год своей деятельности - в 1994 году. Студенты сами (хочешь не хочешь, и мне приходилось, и не без опредленного азарта) формулировали предложения и первую комплексную программу развития страны – «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 годы», утвержденную Главой государства в сентябре 1996 года.
Большое влияние на меня оказали преподаватели, учившие нас умению мыслить самостоятельно и креативно, а также практика на предприятиях реального сектора экономики. Поэтому не удивительно, что после успешного окончания университета направлением моей научной работы стали вопросы устойчивого развития страны в условиях перехода от административно-командной к рыночной системе хозяйствования.
В 2005 году, когда я работал деканом крупнейшего в университете экономического факультета, коллективу факультета и мне лично была поставлена задача: организовать подготовку государственных служащих по новой специальности «Государственное управление» для удовлетворения потребностей в кадрах исполкомов Гомельской области. Эта задача была успешно решена. В процессе обучения государственных служащих было налажено тесное взаимодействие факультета с Гомельским облисполкомом, всеми рай-исполкомами области.
Я сам читал студентам и действующим работникам исполкомов и сельских Советов депутатов курсы по организации государственного управления, устойчивому развитию, писал научные работы по совершенствованию государственного управления экономикой, применению инновационных подходов в науке и производстве. Причем государственные служащие, проходившие повышение квалификации, всегда высказывали мне предложения по улучшению работы государственных органов, повышению эффективности государственного регулирования экономики. Поэтому определенный опыт управления коллективом, организаторской работы, багаж знаний на момент начала предвыборной кампании у меня был.
В начале своей депутатской деятельности, когда депутатам была представлена возможность выбрать комиссию, в которой они хотели бы работать, я выбрал комиссию по экономической политике. Такая комиссия была организована впервые в Палате представителей в связи со значимостью экономических вопросов для развития страны, а также обеспечения ее национальной безопасности. Я понимал, что работа в этой комиссии будет не простой, что в этой комиссии будут рассматриваться наиболее актуальные и сложные законопроекты, другие документы, которые не будут предполагать простых и однозначных решений. Например, наша комиссия неоднократно с участием депутатов других комиссий рассматривала Программу деятельности Правительства, давала соответствующие предложения.
? - В решении каких задач вы участвуете как заместитель председателя Постоянной комиссии? Как вы оцениваете результаты работы?
- Главная задача депутата Палаты представителей в соответствии с Конституцией и законодательством страны – активное участие в подготовке, обсуждении и принятии всех проектов законов.
Понятно, что конкретный депутат может иметь больший опыт, квалификацию, профессиональный интерес в конкретной сфере. Поэтому организуются постоянные комиссии по определенным направлениям законотворческой деятельности. Комиссии координируют деятельность и оказывают помощь всем депутатам в рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию комиссии. Это может быть рассмотрение законопроекта, сотрудничество с каким-либо министерством, рассмотрение обращений избирателей.
Постоянная комиссия по экономической политике, прежде всего, рассматривает различные вопросы, связанные с экономическим развитием страны, в том числе законодательство по общим вопросам регулирования и управления экономикой, о предпринимательской деятельности, инвестициях, о свободных экономических зонах, об управлении государственной собственностью, о государственных закупках, об экономической несостоятельности (банкротстве). Также рассматривает комплексные программы социально-экономического развития. Комиссия активно взаимодействует с комиссиями Совета Республики, Правительством, в том числе Министерством экономики, Министерством финансов, Государственным комитетом по имуществу, другими министерствами и ведомствами, союзами предпринимателей, местными органами власти.
Что касается результатов, хочу отметить, что нашей комиссией было подготовлено и вынесено более 45 законопроектов на обсуждение в Овальный зал. Все законопроекты касались актуальных направлений правового регулирования социально-экономических отношений. О ходе своей работы в Палате представителей и в округе я регулярно рассказываю на встречах с избирателями, публикую информацию на сайте и в прессе.
? - Владислав Александрович, вы часто приезжаете в наш город Рогачев и район! Многие избиратели непосредственно общались с вами в ходе личных приемов, в коллективах. И они задают вопросы: как вы оцениваете экономическое положение Рогачевского района, какие видите пути его развития? Насколько вообще важна для вас работа в избирательном округе?
- Начну с работы в округе. Могу сказать, что это чрезвычайно важно как с точки зрения непосредственной работы с избирателями, жителями Рогачевщины, так и с позиции принятия качественных законов, целенаправленного изменения действующих. Ведь важно, как закон работает на местах, приносит ли он в целом пользу гражданам и государству, насколько его легко понимать и придерживаться? Поэтому необходимо обсуждать проекты законов в коллективах, в исполкомах. Ко мне на прием неоднократно приходили граждане не с жалобами, а с конкретными предложениями по изменению законодательства.
В первый же месяц моей работы в Палате представителей в Дом Правительства поступило коллективное обращение более ста жителей Рогачевского района по вопросу законодательства о рекламе и торговли алкогольными напитками. Это обращение вызвало интерес у депутатов и повлияло на изменение законодательства. Я советуюсь с коллективами и специалистами, депутатами на местах по вопросам содержания законопроектов. Например, в ходе подготовки проекта закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» проводилась встреча с коллективами торговых организаций района на базе ОАО «Альтаир».
Практикую также посещение трудовых коллективов, торговых объектов, учреждений образования и культуры, где работники и жители свободно, без всяких протоколов, высказывают предложения и критические замечания, озвучивают актуальные проблемы, которые необходимо решать. Получив непосредственные отзывы, я могу совместно с исполком и райсоветом проанализировать информацию, обменяться мнениями с парламентариями, выяснить, насколько та или иная проблема характерна для других регионов страны, что нужно менять в законодательстве, в работе органов власти.
Что касается Рогачева и района, могу с уверенностью сказать, что решение большинства вопросов, поставленных в ходе обращений граждан (таких обращений по округу было более 300), находилось в компетенции местных органов власти. По большинству вопросов совместно с исполкомами определены пути их решения. Многим избирателям, приходившим ко мне на прием, давались разъяснения законодательства или соответствующих процедур.
Работа с обращениями позволяет сделать вывод о необходимости повышать информированность жителей об изменениях законодательства, тех действиях, которые принимаются или будут приниматься органами власти или организациями по вопросам, затрагивающих права и интересы граждан. Здесь важную роль играет слаженная работа органов управления и самоуправления, прессы, активность и заинтересованность самих людей.
Решение ряда вопросов, которые поднимаются жителями Рогачевщины, таких как благоустройство, капитальный ремонт жилого фонда, ремонт дорог, связаны с имеющимися возможностями бюджета. А в основе бюджета – состояние экономики в целом, показатели деятельности коммерческих организаций и предпринимателей, работающих в районе. Если говорить в целом о районе, то он обладает хорошим потенциалом в повышении эффективности сельскохозяйственного производства, предприятий промышленности и сферы услуг (строительных, туристических, транспортных).
В группе районов Гомельской области с численностью населения от 30 до 80 тысяч жителей Рогачевский район по результатам 4 месяцев 2016 года занял ведущие позиции (1 – 3-е места из 6) по важнейшим показателям социально-экономического развития. Так, 1-е место среди шести районов Рогачевский район занял по следующим показателям: экспорт товаров и сальдо внешней торговли товарами и услугами на одного занятого в экономике, рентабельность продаж, 2-е место – по объему промышленного производства на одного занятого в экономике, 3-е место – по номинальной начисленной среднемесячной заработной плате, выручке, инвестициям в основной капитал и розничному товарообороту.
Структура экономики района такова, что его развитие во многом зависит от результатов деятельности пяти – шести крупных предприятий (причем основные из них ориентированы на рынок Российской Федерации), имеющих республиканское или областное подчинение. Также успешность района зависит от состояния сельского хозяйства. Таким образом, есть проблема в целом обеспечения устойчивости экономики района, наполняемости бюджета. Актуальна и задача создания новых организаций и рабочих мест. Хочу подчеркнуть, что в первую очередь развитие экономики зависит сегодня от эффективности деятельности конкретных предприятий, работы руководителей, специалистов и в целом коллективов. Рай-исполком же имеет свои задачи, полномочия, призван осуществлять общее стратегическое руководство развитием района, не может, да и не должен выполнять функциональные обязанности работников коммерческих организаций.
Я думаю, что в решении задач экономического развития района сегодня необходимо опереться на потенциал малого и среднего бизнеса. Надо привлекать инвесторов в первую очередь на неиспользуемые или неэффективно используемые производственные площади, в сферу транспортных и туристических услуг. Район участвовал в ХIII Гомельском экономическом форуме, представил соответствующие предложения инвесторам.
Опыт показывает, что при успешной реализации двух-трех инвестиционных проектов в конкретном районе или городе резко возрастает интерес к ведению бизнеса на этой территории. Считаю, что Рогачевский район может привлечь инвесторов при формировании четких и проработанных инвестиционных предложений, а также с учетом имеющегося человеческого, производственного и природного потенциала, вхождения отдельных земельных участков района в территорию СЭЗ «Гомель-Ратон».
Еще одно направление развития региона, используемое в западных странах, – это так называемый брендинг территории, направленный на формирование положительного имиджа гостеприимного и дружественного города и района. Такого имиджа, которых привлекает туристов, деловых партнеров и гостей. Надеюсь, что предстоящий День белорусской письменности, который пройдет в Рогачеве 3 - 4 сентября 2016 года, внесет огромный вклад в решение этой непростой задачи.
? - Владислав Александрович! Вы не создаете впечатления закрытого для общения человека! Наши читатели интересуются, как ваша семья относится к депутатской деятельности? Читатели спрашивают, есть ли у вас хобби?
- Хочу сказать, что дружная семья – большая ценность для любого человека, независимо от места работы. Моя жена и двое сыновей (младший перешел в третий класс, старший закончил девятый) очень меня поддерживают в моей работе, интересуются всем, что происходит в экономике, избирательном округе. Обсуждают мои выступления в прессе и на телевидении. Иногда удается всей семьей приехать в Рогачев и поучаствовать в городском празднике. В этом году мы с удовольствием вместе были на торжественном шествии, посвященном празднованию 9 Мая!
Считаю, что надо обязательно знакомить подрастающее поколение с нашей великой историей, приобщать к национальным ценностям и обычаям.
Что касается хобби, то я увлекаюсь футболом, катаюсь на велосипеде на длинные дистанции, люблю рыбалку, иногда совершаю пробежки с участниками Минского полумарафона. Слушаю разнообразную музыку, в основном в машине, читаю книги и прессу. Хотя признаюсь, что это книги и новости, в большей мере связанные с профессиональной деятельностью – экономикой и политикой. Наверное, как и многие активные пользователи интернета, имею аккаунты в социальных сетях. Меня можно найти и свободно пообщаться Вконтакте или Фейсбуке. Чем и пользуются активные граждане.
? - Рогачевский район избрал вас в качестве делегата пятого Всебелорусского народного собрания. Что вы можете предложить как делегат?
- Поскольку Постоянная комиссия по экономической политике непосредственно участвовала в работе над проектом Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы, то, конечно, я уже сейчас имею ряд сформулированных предложений. Они могут быть рассмотрены заинтересованными государственными органами, участниками 5-го Всебелорусского народного собрания. Кратко мои предложения состоят в том, что важнейшими факторами реализации приоритетов развития страны на пятилетку будут образование и наука, инновации и предпринимательство.
? - Спасибо, Владислав Александрович, за интересный рассказ!
Вел интервью Леон КОРНЕЕВ.