Знаменитая актриса Фаина Раневская однажды на вопрос о том, что такое жизнь, ответила: «Жизнь - это затяжной прыжок из утробы матери в могилу». И на протяжении всего этого прыжка неизменными нашими спутниками являются медицинские работники, добавим мы. Сегодня же поговорим о людях, которые работают в отделении скорой медицинской помощи. Пенять на нерасторопность «скорой» – дело у нас привычное. Но то, что сотрудники станции скорой помощи каждый день спасают жизни людей, отрицать никто не станет. С какими же трудностями в своей работе приходится сталкиваться нашим «ангелам-хранителям», мы решили узнать у них самих.
Медики говорят, что главная претензия населения на работу "скорой помощи" - это время ожидания вызова.
- Существующее положение о работе "скорой помощи" определяет, что время приезда по экстренному(!) вызову в черте города не должно превышать 20 минут и 35 минут в других населенных пунктах нашего района, – говорит заведующий отделением скорой медицинской помощи Рогачевской ЦРБ Дмитрий БЕЛОУСОВ (на снимке). - В диспетчерском отделе, в который за сутки поступает более ста звонков, каждое обращение фиксируется и моментально направляется медбригадам. Все обращения делятся на две категории: абсолютно неотложные и те, что терпят. Такая градация, понятно, - дело вынужденное. Если «скорая» не приехала сразу, это означает, что бригада в это время обслуживает другой вызов из более срочной категории.
Чего скрывать, многие наши земляки злоупотребляют телефоном и названивают на "103" даже при температуре 37,5°С. Одни - намеренно, другие - сами того не сознавая - преувеличивают остроту своего состояния. Третьи, зная, что "скорая" не покинет и приедет в любое время суток, в любые погодные условия, по любому труднодоступному адресу и не придется стоять в очереди в поликлинике, - симулируют повод и вызывают бригаду, просят сделать укол. Кроме того, появилась еще одна разновидность «клиентов» - эти требуют от "скорой" больничные листы и медсправки, при этом забывая или действительно не зная о том, что сотрудники скорой медицинской помощи не осуществляют выдачу листков нетрудоспособности.
Вот почему происходит задержка вызовов и несвоевременное оказание медпомощи тяжелым больным и пострадавшим. Поэтому, набирая номер "скорой", следуйте мудрой пословице: семь раз подумай и один раз отрежь, а точнее - вызови.
Еще одна беда «скорой помощи» - водители и пробки на дорогах.
- Пробки на перекрестке улиц Ленина и Луначарского - это особый разговор, – продолжает рассказ Дмитрий Леонидович. - «Скорую» на дорогах не пропускают. Состояние подъездных путей, загруженность дворов машинами - из-за этого иной раз невозможно подъехать к подъезду. Отдельная тема - посетители заведения «Старый город», расположенного по соседству со станцией скорой медицинской помощи. Если машине, спешащей на вызов, удастся прорваться через толпу подвыпивших людей, то, считай, повезло. Приходится выходить, беседовать, что также отнимает немало времени.
Кстати, о машинах. Транспорт в службе есть, причем, в полном объеме - пять машин, работающих круглосуточно. Однако некоторые автомобили крайне изношены и давно нуждаются в замене: они ремонтируются, даже снимаются на какое-то время с линии. Это к разговору об особенностях работы в экстремальных условиях.
Сотрудникам «скорой» приходится терпеть много трудностей в своей работе.
В некоторых странах эта профессия входит в полсотни самых опасных. На каком "опасном" месте работа врача или фельдшера "скорой" у нас, кажется, еще никто особо не подсчитывал. Но, судя по всему, не менее рискованна, чем за океаном.
Приезжая на вызов, медики не знают, кто их ждет за дверью: больной человек, или невменяемый в пьяном угаре. На вызовах, конечно, возникают и конфликтные ситуации, некоторые граждане грубят медикам и иногда даже применяют к ним физическую силу. Пациенты или их близкие иногда неадекватно воспринимают действия сотрудников "скорой" или могут закрыть в квартире, пока им не окажут помощь, даже если пациент в ней не нуждается.
А некоторые больные даже могут спустить собак на прибывших на вызов спасателей. Или же просто забывают привязать животное.
Подобные истории в послужном багаже любого работника “скорой” нередки. Однако тяжесть их труда заключается не только в постоянно подстерегающей опасности, в напряженном трудовом графике с ночными вызовами, с постоянным передвижением на довольно большие расстояния, но и в транспортировке на носилках тяжелобольных. Ведь зачастую позвать кого-то на помощь из соседних квартир просто невозможно. Люди даже не открывают дверь.
Значительно осложняют работу сотрудников “скорой” и ложные вызовы, поступающие от населения.
- К сожалению, на этапе принятия вызова нельзя дифференцировать – ложный он или нет, - продолжает Дмитрий Белоусов. - Тем более, если по телефону называется угрожающий повод. Естественно, «скорая помощь» выезжает. Бывает, что по каким-то причинам люди не открывают дверь. В таком случае приходится вскрывать дверь в присутствии сотрудников «скорой», службы МЧС и РОВД.
Хочется напомнить тем, кто развлекается таким способом, что за совершение ложного вызова в соответствии с законодательством Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность.
Вызывая «скорую», мы обычно беспокоимся лишь о том, чтобы медики быстро и грамотно оказали помощь нам или нашим близким. Это нормально. Но не надо забывать, что эффективность этой помощи косвенно зависит и от нас самих.
– Постарайтесь в первой же фразе сформулировать то, зачем вы вызываете «скорую», - подчеркивает заведующий отделением скорой медицинской помощи. - Важно проконтролировать, правильно ли указываются данные, особенно адрес, номер телефона. Это не наше праздное любопытство. Номер телефона необходим для того, чтобы в случае какого-либо недоразумения уточнить, например, адрес. Иногда бывает, что люди забывают указывать свой населенный пункт. Приезжаешь по данному адресу в городе, а пациент находится совсем в другом населенном пункте.
Медикам службы «скорой помощи» приходится сталкиваться с разными ситуациями. Врачи и фельдшеры не избалованы добрым вниманием к себе. Жаль, что пациенты, которым врачи “скорой” спасли жизнь, помогли справиться с болью или с болезнью, редко вспоминают об этом вслух. Типичные требования: “Они обязаны. Они должны”. И все же, что бы мы ни говорили о “скорой”, чуть что случается с нами, с нашими близкими, со знакомыми и незнакомыми – рука сама тянется к телефону, чтобы набрать круглосуточную, круглогодичную и всем доступную службу нашего спасения – “сто три”.
Татьяна ЖЕВНЕРОВА.