Многие наши читатели – профессиональные водители и автолюбители – часто обращаются в редакцию с вопросами по поводу сооружения искусственных ограничителей скорости, так называемых лежачих полицейских. А один из наших читателей – водитель большегрузного автомобиля МАЗ Василий Тихонов – даже поделился своими расчетами о лишних расходах горюче-смазочных материалов в связи с преодолением многочисленных «лежачих полицейских»…
Посмотрите, говорит он, сколько этих самых преград у нас в Рогачеве только на центральной улице Ленина! Много их и на других улицах и дорогах, причем часто расположены в тех местах, где дорога идет на подъем. В этом случае автомобиль сбавляет скорость, делает вынужденную остановку, а потом начинает снова набирать скорость. А если машина тяжело груженая, к тому же следом движется вереница автомобилей, которые еще не снизили скорость, буквально «дышат в затылок» и вполне могут «поцеловать» сзади! И еще один важный момент: не все искусственные ограничители скорости выполнены в соответствии с Государственным стандартом Республики Беларусь – СТБ 1538-2005 «Искусственные неровности на автомобильных дорогах и улицах, технические требования и правила применения». Другими словами, преграды на дорогах сооружают часто выше, чем положено. Преодолевая многие и многие такие преграды, по словам Василия Тихонова, грузовики быстрее изнашиваются и выходят из строя, а также расходуют на каждом «полицейском» по 2 – 3 литра двигательного топлива. А если за день приходится делать несколько рейсов с зерном, которое перевозишь из хозяйства на хлебоприемное предприятие, то посчитайте, сколько денежных средств «сжигается» впустую! Разве это по-хозяйски?! Но как при этом водителю отчитаться перед руководством, если горючее выделяют строго в соответствии с километражом? Предъявляют водители и некоторые другие претензии.
Чтобы разобраться с этим, безусловно, важным вопросом, редакция газеты «Свабоднае слова» решила провести журналистское расследование. Мы пригласили старшего государственного инспектора отдела ГАИ Рогачевского РОВД Василия Ключникова и посетили почти каждого «лежачего полицейского», расположенного на улицах Рогачева.
Как рассказал Василий Степанович, в нашем городе и районе сделано 110 таких искусственных неровностей (для сравнения: в Жлобине и районе – более 300). И сооружаются они по решению комиссии по безопасности движения, созданной при райисполкоме. А инициируют их строительство руководители предприятий, организаций и учреждений, а также собрания граждан по месту жительства. Но основная инициатива сооружения преград на дорогах принадлежит отделу Госавтоинспекции. В частности, после нескольких дорожно-транспортных происшествий с увечьем и гибелью людей в нашем городе на оживленных автомагистралях в определенных местах были срочно сделаны преграды для предотвращения трагедий. И эта мера вполне оправдывает себя в наше время, когда огромная масса водителей садится за руль в нетрезвом состоянии, когда многие водители не соблюдают Правил дорожного движения, игнорируют культуру поведения на улицах и дорогах. Поэтому «спящие полицейские», несомненно, спасли жизнь и здоровье многим пешеходам, вносят свой вклад в предупреждение и недопущение дорожно-транспортных происшествий, в профилактику правонарушений на дорогах.
Вместе с тем, как показал наш рейд совместно со старшим государственным инспектором ГАИ, есть претензии и к этим самым «полицейским». К примеру, на улице Степанова их только на небольшом отрезке дороги аж четыре: возле домов №18, 20, 52, 56. Явный перебор! Конечно, жителям указанных и близлежащих домов удобно, но каково водителям транспортных средств, которые вынуждены тормозить и «кланяться» почти возле каждого дома?! К тому же в этих местах нет никаких учреждений и объектов, требующих приостановки транспорта. Просто когда-то кто-то проявил инициативу в свою пользу, а другие теперь страдают. Поэтому, как заверил нас Василий Ключников, эти, необязательные, преграды весной будут устранены.
Аналогичная ситуация выявлена и на дороге по улице Ленина, неподалеку от магазина «Друть». Здесь сооружены две преграды, хотя фактически нужна всего лишь одна. Поэтому отдел Госавтоинспекции намерен убрать их и сделать одну, но в нужном месте и соответствующего качества, чтобы обеспечить безопасность пешеходов.
Кстати, о пешеходах. Некоторые из них, зная о своем приоритетном праве на движение по переходу улицы, не обращают внимания на движущийся транспорт, начинают движение, когда автомобиль на разрешенной скорости идет по дороге и на остановку нет ни времени, ни тормозного пути. Особенно это нехорошо, когда, как часто случается, идет переполненный городской автобус, а от магазина «Калі ласка» какой-то гражданин, даже не посмотрев по сторонам, пошел по переходу. От резкого торможения автобуса пассажиры делают «кучу малу», ругая, кто вслух, а кто про себя, водителя, который душой не виноват, а только страдает. А гражданин идет себе, потому что ему так, видите ли, хочется. Вот такая культура и у некоторых наших пешеходов.
Итак, по итогам нашего журналистского расследования можно сделать вывод о том, что по крайней мере пять «спящих полицейских» «уйдут в отставку», некоторые другие будут приведены в соответствие с Госстандартом, а кое-где еще появятся указатели переходов для пешеходов.
В заключение хотелось бы обратить внимание заинтересованных служб и общественности и на такой способ снижения аварийности на дорогах, как устройство шумовых полос. Такая практика уже есть в городе Мозыре, где убрали всех «спящих полицейских» и вместо них уложили шумовые полосы, так как город расположен на холмах, на дорогах крутые подъемы, а «спящие полицейские» усложняли движение транспорта. По данным телеканала «Мозырь», использование шумовых полос позволяет, согласно статистике, снизить аварийность на 30 – 70 процентов. Кроме того, не создаются заторы на дорогах, есть возможность сберечь не одну подвеску в автомобиле.
Шумовые полосы широко используются в США, Японии, странах Европы. При их устройстве дорогу пересекают несколько выступающих над поверхностью асфальтового полотна рядов, каждый из которых, в свою очередь, состоит из четырех полос с бугристой поверхностью. Наезжая на шумовые полосы, автомобиль испытывает тряску, водитель вынужден снизить скорость и тем самым сконцентрировать внимание на дорожной ситуации. Следует только при устройстве таких полос строго соблюдать специальный стандарт, регламентирующий их высоту, количество и место расположения.
Хотя некоторым водителям и такое новшество может не прийтись по вкусу.
Михаил КОВАЛЕВ.