В центре инновационного и технического творчества прошёл открытый республиканский конкурс «Программируем в Scratch», организатором которого выступила СШ № 3 нашего города. Школьники из пяти городов Беларуси попробовали свои силы в создании анимационных фильмов и компьютерных игр, а также измерили уровень радиации и узнали об уникальном атомном ледокольном флоте.
Началось столичное IT-путешествие рогачёвских школьников с Макдоналдса (куда же без него!) и с фразы: «Вау! Национальная библиотека… Она просто космос!» А закончилось, к сожалению, слезами некоторых участников, ведь призовых мест всего три, а среди соперников были серьёзные конкуренты – воспитанники Парка высоких технологий.
Итак, всего на конкурс было заявлено 29 работ. Показать свои талант и креатив захотели начинающие программисты из Минска, Гомеля, Рогачёва, Хойников и Глубокого. В неформальной, дружеской обстановке ребята представляли свои проекты и с удовольствием оценивали чужие работы. У каждого участника и гостя мероприятия были ярко-зелёные фишки, которые можно было оставлять автору понравившейся работы. Больше всего их оказалось у семиклассника из СШ № 154 города Минска Александра Борисова. Конечно, не без помощи одноклассников, которые пришли поддержать парня. Юный программист стал обладателем отдельного приза «Зрительские симпатии» – под бурные аплодисменты наушники ему вручил директор СШ № 3 Игорь Жданов.
Главное, чтобы увлечение было дозированным
– В подобном конкурсе мы участвуем впервые, – рассказали корреспонденту газеты «Свабоднае слова» родители Саши, которые на всех IT-фестивалях стараются быть рядом. – Раньше посещали соревнования в основном по робототехнике. Сыну очень нравится изучать программы, узнавать всё новое. Как-то в игре нужно было рассчитать траекторию полёта в катапульте, так он искал формулу, высчитывал. Хотя в школе ещё такого не проходят. Или однажды подошёл и говорит: «Объясните мне в двух словах: что такое синус и косинус?» Мама в недоумении ответила: «Это в двух словах не объяснить!» (Улыбаются.) Главное, что он постоянно за компьютером не сидит. Больше читает специальную литературу, изучает программирование. Вот, умеет теперь работать в Scratch, начал интересоваться Java. Мы не против увлечений сына, главное, чтобы всё дозировано было. Зато при поступлении, если Саша захочет связать свою жизнь с программированием, ему будет легче. Он будет знать все азы, «брать» в университете только то, что ему нужно.
Паскаль не для всех
– Скретч – это хорошая платформа для освоения программирования, ведь паскаль не для всех, – отметила учитель информатики из Хойников Ирина Апанасюк. – Детям интересно этим заниматься, они начинают разбираться в программировании и лучше его понимать. Даже моей маленькой дочке нравится! Моего ученика Игоря Руденка заметили, пригласили в Минск на конкурс, поэтому мы здесь. Скретч разработали не так давно, поэтому в школьную программу он не входит. Я самостоятельно его изучала, затем показала ребятам. Для них информатика сразу стала интереснее! Хорошо, что сейчас разработали факультативные занятия по скретчу.
Рогачёву подарили новую книгу ПО СКРЕТЧу
Как оказалось, один из авторов учебной программы факультативных занятий по Scratch, доцент БГУ и кандидат технических наук Ольга Елисеева также посетила конкурс. И была она не одна. Во-первых, в этом набирающем обороты мероприятии участвовала её ученица. Во-вторых, на конкурс Ольга Евгеньевна привезла свеженапечатанную книгу «Обучение детей основам создания компьютерных игр на языке программирования Scratch». Она только-только поступила в продажу, и приятно, что один из первых экземпляров, да ещё и с подписью автора, приехал в Рогачёв.
Планы на будущее
– Это уже второй конкурс, который мы проводим в центре инновационного и технического творчества, – поделилась идейный вдохновитель мероприятия Наталья Курсова, учитель информатики нашей СШ № 3. – Первый открытый конкурс прошёл в декабре, но там участвовали только ребята из Гомеля и Рогачёва. Тогда же проектом заинтересовались минчане, захотели присоединиться. Сейчас приехали дети из пяти городов нашей страны, и это далеко не предел. Мы планируем приглашать юных программистов и из соседних государств. На данный момент наша главная задача – выйти на уровень республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет», чтобы это не лежало на плечах инициативных педагогов. Хочу отметить хорошую работу рогачёвских коллег из СШ № 5 и № 6 Инны Березюк и Светланы Василевской. Огромное спасибо и нашим спонсорам: заводу «Диапроектор», молочноконсервному комбинату, индивидуальному предпринимателю Светлане Замуле! Приятно, что нас поддержал районный исполнительный комитет.
Управляли подводной атомной лодкой
Компетентные судьи долго не могли определить лучших программистов. К слову, в состав жюри входили преподаватели Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Елена Горинович, Александр Кутыш и Александр Францкевич. Последний также является тренером национальной сборной по робототехнике.
Но ребятам грустить в ожидании результатов не пришлось: они посмотрели познавательный фильм об атомном ледокольном флоте, узнали о Северном морском пути, ледоколах «Ермак», «Ленин» и самом большом – «50 лет Победы». Впервые услышали об особенностях поморского коча, а также о плавучей атомной теплоэлектростанции, которая может 12 лет питать энергией город и одновременно опреснять воду. Параллельно школьники отвечали на вопросы викторины и участвовали в играх. Больше всего им понравилось незаметно привести подводную лодку к месту назначения. Восторженными отзывами поделились ребята и после мини-экскурсии по информационному центру по атомной энергии, где им предложили в считанные секунды измерить уровень собственной радиации.
В основном призовые места достались юным айтишникам из Минска. Что же касается рогачёвских ребят, то судей и гостей впечатлили работы Златы Поповой (3-е место в номинации «Анимационный фильм», 2–4 классы), Егора Тюхая (2-е место в номинации «Компьютерная игра», 2–4 классы), Тимофея Туцына (3-е место в номинации «Компьютерная игра», 2–4 классы), Каролины Ковалёвой (3-е место в номинации «Компьютерная игра», 5–11 классы). Все они получили дипломы, сладкие наборы от МКК, флешки, блокноты, ручки и море положительных эмоций, которых хватит до следующей встречи.
[caption id="attachment_87794" align="alignleft" width="800"] Кандидат технических наук Ольга ЕЛИСЕЕВА (слева) подарила учителю информатики СШ № 3
Наталье КУРСОВОЙ свеженапечатанную книгу по скретчу.[/caption]
Елена УДАРЦЕВА.
Фото автора.