Горожан сегодня не удивишь крупными торговыми объектами. А что же в сельской местности, где хоть и нет супермаркетов, но покупатель не менее требователен? Чем частная торговля и автолавки Рогачевского филиала облпотребобщества
привлекают покупателей малых населенных пунктов, является это конкуренцией или сотрудничеством – расскажем на примере Городецкого сельсовета.



Частник закрепляется
в глубинке


В агрогородках и деревнях купить продукты и товары первой необходимости можно в стационарных магазинах – торговых объектах Рогачевского филиала Гомельского облпотребобщества и индивидуальных предпринимателей. В агрогородке Городец, например, 10 сентября этого года своих первых покупателей принял магазин продуктов «Уютный». Как отметила его директор, индивидуальный предприниматель Людмила Тимашкова, это уже четвертая торговая точка в районе, открытая под ее руководством. Первая появилась в 2013 году в поселке Белицк, следующие – в агрогородке Поболово и Рогачеве.
Чем новый торговый объект привлечет сельских покупателей? По словам его владельца, немаловажную роль играют культура обслуживания, малые торговые наценки и акции. На данный момент ассортимент товаров в магазине постоянно обновляется, так как изучается спрос населения. Минский хлеб, газированные напитки, соки, хурма, арбузы, бананы, картофель, морковь, йогурты, пирожные, молочные и колбасные изделия, приправы, замороженная рыба, подсолнечное масло разных видов – все эти продовольственные товары сельчане уже могут приобрести в торговой точке «Уютный». Кроме этого, в магазине можно заказать доставку тортов из Жлобина.  

Что на прилавке
у автолавки?


А как обеспечить продуктами жителей малонаселенных пунктов, где никогда не было торговых точек или уже экономически неоправдана их работа? На помощь приходит развозная торговля.
По информации отдела экономики райисполкома, в нашем районе зарегистрированы 59 субъектов хозяйствования, которые имеют 41 автомагазин, 8 палаток, 5 торговых автоматов и 35 лотков. Продовольственные товары через автомагазины реализуют 13 индивидуальных предпринимателей: многие из них специализируются на продаже бакалейных товаров, хлебобулочных и кондитерских изделий, остальные продают молочную продукцию, мясо или рыбу. Продажа алкоголя и табачных изделий этим предпринимателям запрещена. Свои маршруты по району они согласовывают с председателями сельисполкомов.
В деревеньки и поселки с малым количеством жителей не реже двух раз в неделю приезжают 5 магазинов Рогачевского филиала Гомельского облпотребобщества, товары определенного перечня доставляют сельчанам и работники РУП «Белпочта».
Основная нагрузка приходится на автолавки Рогачевского филиала облпотребобщества. Например, в деревне Веточка, где зарегистрированы 13 человек, передвижной магазин бывает по вторникам и пятницам.
– Автолавкой мы довольны, – рассказывает журналистам ветеран труда Василий Иванович Тарасов. – Приезжает всегда по графику. Все продукты, которые нам нужны, в магазине есть. И продавец хороший. В воскресенье в Веточку заезжает частник. Разницы между двумя магазинами не видим: они как бы дополняют друг друга. Единственное, индивидуальный предприниматель может продукты в рассрочку дать, минский хлеб нам возит. Но, как бы то ни было, автолавка Рогачевского филиала нужна обязательно!
Пока беседуем с местными жителями, изучаем список товаров, которые можно здесь приобрести.
– Привозим свинину, свежую рыбу, субпродукты, бананы, апельсины, молочную продукцию, хлеб, конфеты, кофе – пытаемся удовлетворить если не все, то большинство запросов сельских жителей, – сообщает продавец 5-го разряда Наталья Балабанова. – Наши покупатели будут приходить к автолавке всегда. Не спорю, что-то можно приобрести только у частного продавца, но основной товар у нас есть всегда.
По словам руководителя Рогачевского филиала Гомельского облпотребобщества Павла Гончарова, 133 населенных пункта нашего района охвачены работой автолавок, а это около 3 тысяч человек. Регулярно по 11 маршрутам выезжают 5 магазинов на колесах, которые везут сельчанам необходимые товары.

Конкуренция
или сотрудничество?
На наш взгляд, некорректно сравнивать работу автолавок потребкооперации и автомагазинов индивидуальных предпринимателей. У последних – более узкая направленность: как мы уже отметили выше, многие частные продавцы в нашем районе реализуют сельским жителям только бакалейные, кондитерские и хлебобулочные изделия. Невозможно это сделать также в отношении автолавки потребкооперации и частного стационарного магазина, ведь торговля в специально оборудованных зданиях имеет ряд преимуществ.
Говорить о чистой конкуренции, скорее всего, здесь не приходится. Как и задавать вопрос, какому из продавцов, частному или государственному, народ из глубинки отдает предпочтение. Однозначного ответа нет. Передвижная торговая точка индивидуального предпринимателя никогда не заменит автолавку потребкооперации, равно как и наоборот. Имея большие финансовые возможности, собственник предлагает сельскому покупателю акции и малую наценку товаров, а автолавка, кроме социального перечня товаров, – еще и стабильность, что, согласитесь, тоже немаловажно. Есть у них совместная задача – обеспечить сельское население качественным товаром по доступной цене. И если сочетание «цена – качество» выполняется, не так уж и важно, где покупать продукты: в частном магазине или в автолавке. Каждого продавца найдут свои купцы.

Александра АЛЬШЕВСКАЯ.
Фото Василия РОГОЖНИКОВА.

Перепечатка текста и фотографий slova.by запрещена без разрешения редакции.

 

Недостаточно прав для комментирования. Войдите на сайт используя социальные сети.

Войти с помощью

Конкурс

\

 

  

Яндекс Реклама