Сложно ли удержать 300-килограммовый крузер? Почему на экипировке байкеров изображены черепа? В чем мотоцикл превосходит своего четырехколесного «брата»? Об этом и многом другом после  личной поездки с мотоциклистом журналист газеты «Свабоднае слова» поинтересовалась у нашего земляка, жителя агрогородка Довск Андрея Смольникова. Парня всю жизнь окружает интернациональная «мотосемья», но сейчас его душа поет в унисон с басистым звуком мотора Suzuki Intruder Volusia 800.

Рогачевец Андрей СМОЛЬНИКОВ: на мотоцикле кататься не опасно, если ездить с умом!

– Андрей, когда в твою жизнь ворвались мотоциклы?
– Знаком с ними с самого детства: в семье были мотоциклы «Иж», позже – «Ява». Отец учил кататься на советской марке, но у меня ничего не получалось. Серьезно вернулся к этой теме лишь после окончания Гомельского дорожно-строительного колледжа. Когда отправили на отработку, я купил свой первый мотоцикл. Это была небольшая кроссовая модель Racer Enduro 150 китайского производства. Привез в Довск, учился ездить, тогда еще без «прав». Вижу немой вопрос. (Улыбается.) Дело в том, что он не предназначен для дорог общего пользования. Я колесил по бездорожью, в основном по полю за домом.
– А в каком году получил водительское удостоверение?
– В 2017-м. Я тогда в Жлобине сдал только на категорию «А1», потому что не учился в автошколе, а готовился самостоятельно. Как только на руках был документ, я сразу купил итальянский мотоцикл Aprilia Classic. Проездил два года, после этого мне автоматически открыли категорию «А». И в 2019 году исполнилась моя мечта – я приобрел японскую модель Suzuki Intruder Volusia 800. Это была конкретная цель, всегда притягивали крузеры, их стиль и комфорт! Искал мотоцикл в салонах Минска, один понравился, но я хотел узнать мнение компетентного механика. Через друзей нашел такого человека, а он предложил привезти мотоцикл из Америки, взять с аукциона. Компания занимается, берет на себя все вопросы: и с транспортировкой, и с растаможкой. Мне за все обошлось 4000 долларов. Я хотел именно такую модель: с обвесом, с магнитолой…

– Какие еще характеристики привлекли? И какой расход горючего у мотоцикла?
– Мне всегда были по душе чопперы, крузеры. Не спортивные мотоциклы, а что-то большое и удобное. Вид двигателя нравится – «двойка» (двигатель v-tvin, два цилиндра), басистый звук мотора. Еще выбрал из-за карданного привода – это важно. Легче ездить на дальние расстояния: нет цепи, которую в дороге нужно подтягивать. А расход у него 5 литров на 100 километров.
– Если честно, я не смогла поднять мотоцикл с подножки – он очень тяжелый. Несложно им управлять? И как быстро он может разогнаться, скажем, до 100 километров в час?
– Многие так говорят. Но мне нормально, уже привык. Да, когда нужно оторвать от земли, то необходимо приложить усилие, американская версия весит около 300 килограммов, а на дороге удерживать его несложно. До 100 километров в час мотоцикл может разогнаться секунд за 6, но важно понимать: разгон, скорость, спорт – это не его стихия. Крузер – это спокойная езда. Когда сидишь, как в удобном кресле, наслаждаешься видом, чувствуешь ветер, свободу… Этого не передать словами – это состояние души. Но неправда, когда говорят, что крузеры и чопперы «не валят». Они могут! Просто есть ли смысл. Когда купил, устроил тест-драйв, разогнал мотоцикл до 160 километров в час. Мне было интересно, на что Suzuki способен. А так в жизни я не гоняю.
– Чувство свободы – это, наверное, главное преимущество мотоцикла перед автомобилем. А когда семья появится – пересядешь на четырехколесную технику?
– На автомобиле такого «кайфа» не испытать. Особенно после зимы: ждешь этого момента, выезжаешь – и так хорошо-хорошо! (Улыбается.) Плюс важно, что на мотоцикле в больших городах можно избежать пробок. Думаю, и семью создавать нужно, учитывая интересы. Моя мама, например, очень любит кататься со мной. Ну, если супруга очень захочет ездить на машине, придется купить. В моем же случае уместна фраза: ты не перестанешь ездить, когда постареешь, – ты постареешь, когда перестанешь ездить! Многие боятся мотоцикла, считая, что езда на нем опасна. Но опасно ездить на всех видах транспорта, если ты не думаешь головой, даже на самокате. Нужно ездить с умом, на дороге быть аккуратным и соблюдать ПДД. Конечно, необходимо ухаживать за техникой, перед открытием сезона обязательно загонять на СТО. Например, сейчас я работаю в Полоцке, приходится ездить по 380 километров в одну сторону. В дорогу отправляться нестрашно, потому что уверен в мотоцикле, знаешь, что по технической части все в порядке.
– У тебя на футболке написано «MotoBelarus». Ты состоишь в каком-то клубе?
 – Это мотосообщество. Я с товарищем посещаю слеты и фестивали, но ни в один клуб еще не вступил. Меня притягивает клубная «движуха», но еще ничего не нашел по интересам.. Да и не искал сильно, если честно: для начала нужно определиться с областью, ведь я пока живу на два полюса: и в Довске, и в Полоцке. Вообще в планах объездить все областные города на мотоцикле. Остались только Гродно и Брест.
– Ты проводишь много времени в пути. Часто останавливали сотрудники Госавтоинспекции?
– Пару недель назад остановили в Рогачевском районе – это впервые за четыре года. Но все хорошо.
– А соседи никогда не высказывали жалобы на шум? У нас по улице Владимира Ленина часто спокойствие и тишину жителей нарушают «ревуны».
– Мне никогда не делали замечаний. У меня стоковый выход, он басистый, но не слишком громкий. Плюс я сам понимаю, что люди могут отдыхать. Например, я знаю, что в Полоцке во дворе, где я живу, сильное эхо. Я изначально выключаю музыку и качусь, чтобы не беспокоить, особенно вечером. На взаимоуважении и взаимопонимании все строится. Тогда и конфликтов не будет.
– Сложно было при покупке нового мотоцикла расставаться со старым?
– Дело в том, что я с ними не расставался, они у меня все остались. Второй, правда, сейчас ремонтируют в Гомеле. Aprilia Classic вообще жалко продавать, с него все начиналось: поездки, слеты, мотожизнь. Да и на кроссовом хочется иногда по песку прокатиться, в грязи поковыряться. Это отдельный вид удовольствия. (Смеется.)
– Андрей, во время поездки у тебя звучала песня группы «Би­-2». Все мотоциклисты, байкеры любят рок? Или это просто совпадение?
– Не отвечу за всех, но лично я раньше предпочитал другие жанры, а сейчас люб-лю рок, в частности русский. Нравятся «Ария», «Би-2», АС/DC. Как ни странно, музыкальный вкус изменился с приходом мотоцикла в жизнь. Да, неотъемлемыми атрибутами мотоциклистов стали и рок, и кожаная одежда. Просто она – отличный вариант для поездок, «кожа» не промокает и ее не продувает. Хотя летом жарко, там уже идет в ход джинс и текстиль.

По мнению мотоциклистов, изображение черепа призвано отпугивать смерть.

– У тебя на шлеме изображен череп, отсылающий к фильму «Призрачный гонщик». Что он символизирует? И какие вообще есть суеверия у мотоциклистов?
– Есть поверье: когда приходит смерть, она оставляет знаки. Яркий знак смерти – череп. Считается, что если она приходит и видит свой знак, то уходит, думая, будто здесь уже была. Значит, сюда ей больше не нужно. Я не очень суеверный человек. Говорят, нельзя ронять шлем. В мотобратстве есть традиция приветствовать друг друга на дороге. Знакомая однажды со мной ехала, удивлялась: «Ты всех их знаешь?!» Еще, если увидел на обочине мотоциклиста, обязательно остановиться и спросить, нужна ли помощь, не сломался ли. Лично я всегда этого придерживаюсь.
– Думаю, по таким принципам нужно жить всем людям. Спасибо за интересную беседу! Зеленого света и ровных дорог!
– Спасибо! Желаю этого всем авто- и мотолюбителям!

Автор рубрики Елена УДАРЦЕВА.
Фото Раисы БОРОВОЙ.

Перепечатка текста и фотографий slova.by запрещена без разрешения редакции.