В нашей стране, оказывается, живет достаточно много людей, которых совершенно не беспокоит извечная проблема – дороги. Наоборот, они с радостью находят места, насыщенные труднопроходимыми участками и препятствиями (в этом плане европейцы-экстремалы нам и россиянам позавидуют). Итак, речь идет о поклонниках активного вида отдыха и спорта – офф-роуда, или, как его еще называют, джипинга. Что это за движение, почему возникает сильная любовь к бездорожью и как принять участие в «грязных» соревнованиях? Об этом и многом другом с корреспондентами газеты «Свабоднае слова» поделился джипер из Рогачева Дмитрий Ткачев.

[caption id="attachment_74268" align="alignleft" width="800"]Дмитрий ТКАЧЕВ в компании своего железного друга, участника офф-роуд мероприятий – «Нивы» 21214. Дмитрий ТКАЧЕВ в компании своего железного друга, участника офф-роуд мероприятий – «Нивы» 21214.[/caption]

Предисловие. Офф-роуд (с английского off-road — «бездорожье») — вид активного отдыха (внедорожные экспедиции, рейды, фестивали) и спорта (чемпио-наты, трофи-рейды, ралли-рейды), который подразумевает преодоление бездорожья на полноприводном автомобиле, именуемом также внедорожник. Экипаж состоит, как минимум, из двух человек: пилота и штурмана. Последний занимается навигацией, определяет маршрут движения, руководит действиями водителя во время прохождения бездорожья. Пилот ведет машину и должен обладать хорошими навыками внедорожного и экстремального вождения.

? - Дмитрий, здравствуйте! Как долго вы занимаетесь внедорожным спортом?
- Здравствуйте! Уже больше года. Я состою в могилевском автоклубе ДОСААФ «4х4» (http://4x4auto.by), но общаюсь и переписываюсь со многими клубами – это движение достаточно развито в нашей стране.

? - Как вы пришли в этот экстремальный спорт?
- У меня давно была мечта заниматься офф-роудом. Но раньше не позволяли средства, к сожалению, - не было машины. Мой родной дядя занимался этим в России, как-то приезжал к нам в гости, довелось покататься на его внедорожнике. После этого и закралась мысль…
Первый раз попал на соревнования, которые проходили на Чигиринском водохранилище (граница Кировского и Быховского районов Могилевской области), там познакомился с некоторыми ребятами, организаторами клуба «4х4» - и закрутилось все: стали общаться, постоянно приглашают сейчас на различные соревнования.

? - Существуют какие-то критерии, чтобы вступить в подобный автоклуб?
- Любой желающий может вступить! Главное, чтобы было восемнадцать лет, водительское удостоверение и, конечно, наличие автомобиля, желательно внедорожника. Средний возраст джиперов где-то от тридцати до пятидесяти лет. Многие приезжают с семьями, маленькими детьми. В принципе, были желающие поучаствовать и без машины. Организаторы сажали ребят к себе в автомобиль покататься, посмотреть, что это такое, офф-роуд. Здесь еще важно настроиться морально и физически на подобные соревнования. Что тебя там ждет, к чему быть готовым – даже не представляешь!

? - Дмитрий, а у вас какая модель внедорожника? И что значат многочисленные наклейки на нем, тросики?
- Значки обозначают, в каких соревнованиях участвовал, порядковый номер участника. Есть наклейки клуба, который пригласил. А тросики веткорезами называются. Защищают лобовое стекло.
Что касается автомобиля, то это – обычная, самая простая трехдверная «Нива» 21214. Была куплена в стандартном варианте. Конечно, машина немного дорабатывается. У меня была переделана выхлопная система и произведен чип-тюнинг, перепрошит блок управления двигателем. Это, можно сказать, мозг мотора, электронное управление двигателем. Машина вполне для себя неплохая, но хотелось бы немножко большего от нее. Бывают такие нюансы, что не хватает где-то мощи, тяги, приходиться прибегать к помощи других участников и более подготовленных автомобилей: те же самые уазики, грузовые машины, ГАЗ-66. С собой всегда лопаты, хорошие тросы, специальные домкраты и большие хай-джеки. Лебедки стоят.
? - «Танки» проходят не везде, застреваете?
- Кончено, не без этого. Но даже если человек едет в первый раз, никого не знает, - его никогда никто не оставит! В любом случае вытянут, доставят до места, помогут в ремонте. Своих не бросаем.

? - И дорого обходится восстановление автомобиля после поездок по бездорожью?
- Любое увлечение требует затрат. Лично у меня пока еще таких случаев не было, чтобы серьезно повредился автомобиль. Мял кузов немного, фары, бывало, разбивал. Но в данном виде спорта это расходники, на это можно не обращать внимания. А вообще нужно просто ухаживать за машиной, периодически технические осмотры делать. Опять же, чаще менять тормозные колодки, масла, фильтры. Я на своей «Ниве» был у Балтийского моря, на Финском заливе. С техникой я давно на «ты», как только на велосипед сел, руки зачесались.

? - Соревнования, в которых вы участвовали, проходили на территории нашей страны или вы за рубеж тоже выезжали?
- Пока в Беларуси, но ребята в Могилеве планируют посетить Россию. К нам приезжают. На республиканских соревнованиях ребята из России, Украины и Литвы участвуют.

? - Офф-роуд – достаточно травмоопасный вид спорта. Почему так тянет многих в экстремальные условия?
- Вы знаете, состояние души неописуемое. Адреналин там зашкаливает! Даже не знаю, с чем сравнить. Городское однообразие, оно очень надоедает, а эти поездки, причем каждый раз – в новое место, как глоток свежего воздуха. Да и различные белорусские пейзажи видишь – красиво, интересно! Это общение с людьми и новые знакомства. Бывает, до изнеможения устаем, едешь после соревнований и за рулем начинаешь вырубаться, но все равно тянет-тянет-тянет. Даже если соревнования проходят 24 часа, суточные.
В общем, офф-роуд – это отличное испытание, потрясающий отдых, физические нагрузки, встреча с друзьями, природой и много хороших и незабываемых ощущений!
Хотя были и трагические случаи. Редко, но не без этого…

? - Вы никогда не переворачивались?
- Нет! Было пару моментов, что вот-вот – и… Кажется, сейчас – все. Ни о чем не думаешь, просто раз – и отключаешься.

? - А какие основные правила по технике безопасности?
- Должны быть шлемы обязательно, ремни безопасности, огнетушители, аптечка, хотя на официальных соревнованиях присутствует скорая медпомощь. В каждом внедорожнике есть переговорные устройства, радиостанции. Ориентироуемся по навигатору. Организаторы заранее устанавливают в коварных местах точки, на старте дают координаты, - и все! В зависимости от сложности и препятствий устанавливается количество баллов.

? - В конце поделитесь какой-нибудь интересной историей.
- Случаев много, просто так с ходу и не вспомнишь. Каждая поездка уникальна и по-своему интересна. Например, одна из самых первых моих поездок. Мы поехали с компанией 14 февраля, в День влюбленных, на озеро Доброе – там я первый раз и утопил свою машину. Хотели ручей переехать, решили сократить дорогу на обратном пути через лес. Лед провалился. Сначала пробовали своими силами, но не получилось. Ждали тяжелую машину, которая вытянула.

Из истории развития движения.

Появление подобных любительских клубов началось в России в разгар девяностых годов прошлого века. Однако еще в 1930-е годы проводились автопробеги, которые в условиях абсолютно неразвитой дорожной сети вполне причисляемы к офф-роуду. Помните знаменитый лозунг Остапа Бендера: «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству»?
Один из самых значимых и масштабных пробегов того времени состоялся в 1933 году. Входил в строй Горьковский автозавод, набирал обороты АМО (впоследствии – ЗИЛ). Решено было испытать возможности отечественной техники в самых экстремальных условиях и сравнить ее с зарубежными образцами. На старт вышли 23 экипажа – шесть легковушек ГАЗ-А, шесть «полуторок» ГАЗ-АА, две экспериментальные трехосные машины ГАЗ-ААА и одна опытная модель НАТИ-ГАЗ, четыре АМО-3 – 2,5-тонных грузовика, три трехосных Форда-Timken и один Форд-АА. Старт был дан в Москве. Маршрут проходил через Самару, Оренбург, Баку, Харьков, бескрайние казахские степи, «Черные пески» — пустыню Кара-Кум.
Помимо полного бездорожья, большой проблемой была вода, поэтому маршрут прокладывался от колодца к колодцу. Средств навигации практически не было никаких, пользовались услугами опытных туркменских проводников. Жара в кабинах достигала 75 градусов, система охлаждения закипала… Итог был поразительным – к финишу без потерь пришли все машины!
Толчок к организованному развитию офф-роуда дали известные ралли «Camel Trophy», которые в 1990 году проводились на территории Советского Союза, в Сибири. В Москве был создан клуб «Russian Off-road Center», под эгидой которого в 1993 году прошли первые соревнования в Звенигороде. Кроме того, во Дворце пионеров на Воробьевых горах открылась своеобразная спортивная секция, получившая привычное теперь название «Клуб 4х4».

Все-таки это опасно

Послесловие. Итак, офф-роуд, которому, пожалуй, нет аналогов в нашей стране, – это закалка характера и лидерских качеств, проверка команды на прочность и взаимодействие в нестандартных ситуациях, отличная возможность «перезагрузиться». Это испытание себя и расширение собственных границ возможного. Это огромная доза адреналина!

_MG_9673_MG_9677_MG_9681wprqveIS8KEA0iLTo9e7fs BFQJ4qj-LvU BO9arv2J_l0 cRKXyMCRV7c eAAiY7SsNW0 G_rTrovhgpM gJsuyHMl6EQ iWIqatND5b4 Jn0TwbCbasM KkED5HtsrrA Kr9vwu6gqxI r-FzPnw0stg s1ZpjX_rBEY vqDd0vblZgM ZwyiNzkcVf0Елена УДАРЦЕВА.
Фото
Василия РОГОЖНИКОВА и из личного архива Дмитрия ТКАЧЕВА.

Недостаточно прав для комментирования. Войдите на сайт используя социальные сети.

Войти с помощью

 

 

 

  

Яндекс Реклама