Рогачёвские милиционеры отреставрировали легендарный мотоцикл

Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой. В наш мир он приходит затем, чтобы оставить после себя след. Символично, что накануне 100-летия Рогачёвского РОВД на офицерском собрании рогачёвские милиционеры решили, что должны сохранить историю своего отдела для потомков, создать музейную комнату и во что бы то ни стало пополнить её интересным и значимым трёхколёсным экспонатом.

«Урал» М-62: второе рождение старого мотоцикла с коляской из 60-х годов прошлого века.

Шанс на вторую жизнь

В скором времени почётное место в милицейском музее займёт гроза дорог – легендарный мотоцикл образца 60-х годов «Урал» М-62 с коляской, отреставрированный и выкрашенный в точности как советский милицейский мотоцикл второй трети прошлого века. Сегодня он сверкает свежей краской, словно только сошёл с конвейера Ирбитского мотоциклетного завода.
В настоящий момент гордость будущего музея находится в рабочем состоянии и, что называется, в полной боевой готовности. Но это только на словах всё так просто.

Рогачёвские милиционеры с энтузиазмом взялись за реставрацию старого, неисправного мотоцикла, который когда-то помогал нести службу по охране общественного порядка.

На самом же деле милицейский транспорт реставрировали более 6 месяцев. Шанс на вторую жизнь он обрёл в конце прошлого года. Тогда помятого временем, местами поржавевшего и прогнившего железного коня взялись воссоздать рогачёвские милиционеры.

Лучшая машина –это мотоцикл

После войны обычные сотрудники правопорядка не могли позволить себе не то что собственный – даже служебный автомобиль. Пешком, на перекладных, на лошадях – вот удел стража порядка того времени. И только мотоциклы как-то решали транспортный вопрос.
«Уралы» были основным транспортным средством советских милиционеров в течение многих десятилетий. Сначала органам правопорядка служили массовые ирбитские и киевские мотоциклы М-72, затем «Днепр» К-750. В середине 60-х им на смену начали приходить новые модели «Уралов». А в начале 70-х годов милицейский автотранспорт получил специальную жёлто-синюю окраску.


«Урал» М-62 – типичный представитель тяжёлой трёхколёсной милицейской техники 60–70-х годов. На таких мотоциклах ездили участковые и следователи, сотрудники патрульно-постовой службы и инспекторы ГАИ. В одной и той же коляске-«люльке» доставляли «куда следует» пьяных и правонарушителей, привозили на место преступления следователей и оперативников. Примечательно, что «Уралы» несли службу в любую погоду: в дождь милиционерам-водителям приходилось укрощать непростой в управлении мотоцикл с коляской на скользком асфальте, а зимой – выезжать в мороз и по гололёду в тёплой форменной одежде и валенках. В особом почёте были водители, которые в любые холода умели завести оппозитный двигатель с воздушным охлаждением.

Разумеется, советские стражи порядка использовали и другие марки мотоциклов. К примеру, в Рогачёвском РОВД с 1978 по 1983 год действовал мотовзвод ГАИ под командованием Александра Стрикова. В техпарке взвода было около 10 мотоциклов: преимущественно бесколясочные «Явы» и пара «Чезетов».

Кто не рискует, тот не ликует

Ещё в ноябре прошлого года никто не мог знать, ответит ли мотоцикл рычанием двигателя, когда в замке зажигания повернётся ключ. Реставрировать ретротранспорт вызвались милиционеры – водители оперативно-дежурной службы Юрий Пущаенко и Алексей Ходанович, рабочий по комплексному ремонту и обслуживанию зданий и сооружений группы тылового обеспечения Николай Кравченко и начальник отдела ГАИ Николай Дворак.


Началось всё с архивной работы. В этом деле на помощь пришли ветераны ведомства, те, кому мотоцикл верно помогал в нелёгкой службе.
Дальше – больше. «Урал» разобрали до болтика. Ржавые детали, отсутствующие механизмы – начались долгие поиски комплектующих. 6 месяцев деталь за деталью, проводок к проводку, винтик за винтиком – и легенда советской милиции обрела узнаваемые очертания. Заменили практически все агрегаты, отреставрировали панель приборов, восстановили оригинальный вид коляски.
Затем сборка. Необходимые запчасти искали в автомагазинах, в интернете, спрашивали у родственников и знакомых, а кое-что пришлось мастерить своими руками. Всю проводку проложили заново – старая ведь пришла в негодность. Стекло на козырёк вырезали из оргстекла, защитой передней фары послужило хромированное стекло от «Явы», ручки газа на «Урал» переточили с «Минска».
Завершающий, но самый важный штрих – покраска в «форменные» синий и жёлтый цвета. Шпаклевали мотоцикл не один раз. Ещё немного времени – и нанесли на борт коляски «фирменный» логотип: «милиция» синим шрифтом по жёлтому фону – как на транспортных средствах МВД СССР второй половины XX века. Дооснастили транспорт проблесковым маяком и звуковой сигнализацией.
Итогом коллективного труда стал отреставрированный мотоцикл, который не только выглядит как советский «Урал», но и в полной мере соответствует оригиналу в техническом плане – хоть сейчас в строй!


За ремонт и реставрацию милицейской ретротехники Юрий Пущаенко, Алексей Ходанович, Николай Кравченко и Николай Дворак получили Благодарность отдела внутренних дел Рогачёвского райисполкома. Искреннюю признательность начальник Рогачёвского РОВД Олег Скачеляс выразил всем сотрудникам, работникам и ветеранам органов внутренних дел, которые участвовали в восстановлении музейной мотоценности.

А в Рогачёвском РОВД продолжают собирать экспонаты для комнаты истории. Остановятся ли милиционеры только на «Урале», покажет время. Быть может, вскоре компанию милицейскому мотоциклу составит служебный ретроавтомобиль.

Татьяна МАКАРЕНКО.
Фото из архива
Рогачёвского РОВД.


Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.