15 марта – День потребителя. Шопинг в интернете: как рогачёвцам не купить кота в мешке?

В соответствии с Указом Президента от 26 марта 1998 года № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» ежегодно 15 марта в стране отмечается День потребителя. В 2018-м девизом этого дня стала фраза «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».

Цифровые технологии всё активнее входят в нашу жизнь. Это меняет характер многих услуг и продуктов. Встроенное программное обеспечение содержится во всё большем количестве товаров. Увеличивается число способов оплаты услуг и товаров онлайн, становится проще настроить автооплату услуг ЖКХ, мобильной связи и интернета.
Как потребитель интернет-магазинов и услуг может отстоять свои права, корреспонденту районной газеты рассказал уполномоченный по защите прав потребителей Рогачёвского райисполкома Оксана БОРИСЕНКО (на снимке).

? Оксана Петровна, сколько обращений поступило к вам в 2017 году?
– В прошлом году было 14 письменных обращений. 9 обращений касались вопросов торговли: 7 из них затронули реализацию товаров – это и завышение стоимости покупки, и неверные данные о качестве товара. 2 обращения коснулись качества торгового обслуживания и непредставления книги замечаний и предложений. Троих обратившихся не удовлетворило качество оказанных услуг в сфере химчистки и ремонтных работ. Одно обращение касалось оказания платных услуг – возник вопрос правомерности действия сотрудников страховой организации при страховании автомобиля. Возникали и иные вопросы в сфере защиты прав потребителей.

? Каковы результаты этих обращений?
– Все обращения были рассмотрены в досудебном порядке. Проведено 9 проверок, выписано 2 предписания, составлено 3 протокола об административном правонарушении по статье 9.24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

? Заказ товаров и услуг через интернет – тренд XXI века. Как нужно себя вести потребителю, чтобы не быть обманутым при покупке в интернет-магазине?
– Прежде всего виртуальный продавец обязан довести до сведения потребителя всю необходимую информацию. На главной странице сайта должны присутствовать данные о наименовании организации, определён режим работы магазина, указаны юридический адрес, УНП и дата регистрации интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь.
Более того, продавец должен предоставить полную информацию о товаре: наименование, изготовителя и импортёра, а возможно, и ремонтной организации, уполномоченной устранить недостатки товара и провести его техобслуживание. На сайте обязательно должны указать цену товара и наличие его в продаже. Продавец также предоставляет информацию о сроке доставки, условиях её оплаты.
Хочется обратиться к рогачёвцам с просьбой: обязательно сохраняйте данные об интернет-странице с информацией о продавце и выбранном товаре.

? При покупке товара в интернет-магазине некоторые потребители стесняются требовать чек. Всегда ли при возврате товара нужен этот документ?
– Не надо стесняться! Если кассовый чек вам не выдали, можете просто отказаться от такой покупки – неважно, потратил ли курьер время, средства на доставку товара. С 2013 года продавцы интернет-магазинов, как и обычных торговых точек, должны выдавать кассовый чек.

? Можно ли вернуть некачественный товар без чека?
– Предъявить претензию по некачественному товару вы можете и без кассового чека при наличии иных доказательств покупки. Это могут быть сведения о продавце в гарантийном талоне, расписке или идентификационные знаки. Даже элементы упаковки могут стать доказательством – в том случае, если на них сохранились сведения о продавце. Однако без таких доказательств приобретения товара у конкретного продавца последний может оспорить факт приобретения у него этого товара.

? На что мы должны обратить внимание, принимая товар?
– При получении сразу осмотрите товар, так как претензии к внешнему виду и комплектности покупатель может предъявлять только во время осмотра товара при его приёме от курьера. А если курьер торопится и отказывается продемонстрировать товар либо отказывается вскрыть герметичную упаковку для его осмотра или демонстрации в действии, лучше вовсе не принимайте такое изделие.

? Оксана Петровна, какой законодательный документ помогает защищать права интернет-потребителей?
– При приобретении товаров в интернет-магазине за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

? Спасибо за беседу!
– Всем удачных покупок!

Напоминаем: 15 марта в Рогачёвском райисполкоме с 8.30 до 13.00 и с 14.00 до 17.00 по телефону 4-39-61 пройдёт горячая линия по вопросам защиты прав потребителей.

Интервью вела Татьяна МАКАРЕНКО.
Фото Раисы БОРОВОЙ.


Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.