Добрым людям на здоровье, или Как щедруют на Рогачёвщине

Новогодние праздники многие рогачёвцы ждут не только ради ароматных мандаринов, разноцветной ёлки и Деда Мороза, но и ради весёлых колядок, гаданий и щедрых даров в канун старого Нового года. Хоть время и оставило свой равнодушный след на традициях щедрования, почти все мы 13 января покупаем конфеты, размениваем купюры и открываем двери ряженым, чтобы впустить в дом благополучие, а заодно и звонкие песни необычных гостей.

Сейчас дети редко заморачиваются с перевоплощениями и сценариями, и как заметила одна знакомая, щедрование всё больше становится похоже на простое попрошайничество. А взрослые почти не заглядывают на огонёк. Хорошо помню, как в детстве домой приходили женщины в масках, цветастых платках и национальной одежде, а капелла пели красивые старинные и немного странные песни. В настоящее время этой атмосферы не хватает даже в маленьких деревнях, не говоря уже о городе. Часто всё ограничивается шуточными переодеваниями в кругу родных, реже – соседей.
Единственное, что сопровождало Щедрый вечер во все времена, так это гадания, ведь будущее всегда привлекает молодых девушек. Правда, уже нет зеркал, свечей и связи с духами. Просто все обнимают заборы и бегают в сумерках, спрашивая имена у незнакомых парней. Хотя последняя забава перекачивает в мессенджеры: уверена, многим приходили сообщения в Вайбере или в социальных сетях с просьбой написать любое мужское имя. К слову, недавно нашла в интернете интересное и удобное гадание… на кошачьих лапках. Нужно загадать желание и позвать домашнего питомца: если кошка переступит порог комнаты левой лапкой, то всё сбудется, ну а если правой – получить желаемое не суждено.

Вообще славянский праздник Коляды, в котором переплелись языческие и христианские традиции, длился в нашей стране с 6 по 19 января. Причём колядовали уже с 7 января вместе с козой, восьмиконечной звездой и праздничными песнями, которые отличались от щедровальных. Переодетых колядующих с нетерпением ждали в каждом доме, ведь считалось, что это души умерших предков, и если они не зайдут в гости, то хозяев круглый год будут преследовать беды и неудачи.
13 января девушки проводили обряд щедрования (поэтому нередко парни-запевалы надевают юбки и платья), причём ходить нужно было группами не меньше трёх человек. Хозяева в ответ на песни с пожеланиями счастья и здоровья давали угощение и деньги – так отгоняли неудачи и привлекали богатство. А утром 14 января на пороге появлялись мужчины и засевали: ходили по домам и бросали в комнаты зерно на достаток и хороший урожай. Но сейчас пшеницу и рис сыплют щедровики. Понятное дело, всё меняется, главное, чтобы традиции щедрования совсем не исчезли.

Приключения немцев в Стреньках и песни под баян

– В Озеранах в детстве всегда ходили щедровать с огромным кожаным бубном, с песнями под баян, ездили на санях в соседние деревни – Коноплицу, Ректу, – поделилась праздничными воспоминаниями хранительница культуры и традиций Рогачёвщины, заведующая автоклубом Алеся Чугункова. – В то время у нас в клубе работала Раиса Никифоровна Борисова. Благодаря ей и знаю обряды. Она рассказывала, что и когда говорить, какие песни исполнять в начале, а какие – в конце. Была такая толстая белая книга «Антология белорусской песни», так мы половину этого тома точно выучили. Пели на белорусском языке, сценки показывали. Всегда переодевались, чтобы нас не узнали. Становились и цыганками, и чертями, и мехоношей, и медведем с козой. Случалось всякое: и дети пугались козы, плакали, и собаки выскакивали, а мы убегали.
Но впускали нас практически все люди, только нельзя было ходить по домам, где в семье кто-то умер, обычно соседи предупреждали, и мы туда не заглядывали. А так нас с такой радостью принимали! Обязательно получали семечки, домашнюю вяленую колбасу, вкусненькую такую, и блины. Ой, нам столько всего раньше давали! Сала, чтобы коза встала, – два месяца потом его ели (смеётся). Детям, как и сейчас, – конфеты, деньги. Кто что мог. Было и неважно, что дают. Интересен был сам праздник: как ждали, принимали. Двери открыты у всех, атмосфера чудесная… сейчас такого нет. Возможно, люди стали беднее. Или недоверчивее, не знаю.
Помню, когда с сестрой были маленькими, мама вечером уходила в клуб на работу. На колядки женщины постучат в окошко, а мы отвечаем, что мамы нет, не откроем, – так они нам на улице пели. И такие красивые песни по 12 куплетов, не просто «го-го-го, коза». Именно колядные.
Расскажу ещё весёлый случай, как к нам в Стреньки немцы приезжали колядовать. Переводчик говорит, что гости хотят в обряде поучаствовать, да так, чтобы люди не знали. Мы все нарядились (а было нас человек 15), мама моя цыганкой стала – чёрный парик ей, блондинке, надели, дали куклу-ребёнка, чтобы всё по праздничным правилам. Первый немец цыганом был, а второй – медведем, костюм ему нашли. В одной квартире нас такая общительная женщина встретила: «Какие вы все красивые, а цыган какой! Как тебя зовут?» А он молчит, не понимает. Она и спрашивает: «Чего ты молчишь, ты что, немец?!» Все со смеху попадали. После этого ещё полдеревни перечисляла, пока угадывала медведя. Было очень весело. Немцы получили хорошие впечатления. Потом ещё гадали, притянули петуха. Гости сразу за камеры и снимать. Насыпали перед незамужними девушками по жмене зерна, ждём, к кому петух подойдёт. Он не торопился, а немцы увлечённо кричат петуху: «Хан, давай, давай!» Кстати, ко мне подошёл – я потом и замуж вышла. Не знаю, может, совпадение…
Сейчас всё изменилось: и люди не все пускают, и домофоны стоят, и колядующие не хотят готовиться. Да и дети как сегодня щедруют: пришёл кто в чём, стишок рассказал – и всё! Неинтересно. Коляды уже не те. Но мы с директором Заболотского сельского Дома культуры, с детьми ездим по небольшим деревням, заходим в дома, выступаем возле магазинов. Бабушки нас всегда очень ждут. Стараемся пожилых, ветеранов навестить.

Послесловие

В советское время древний праздник Коляды в Беларуси почти не праздновали. Возрождаться традиция стала в 1960–1970-е годы, но на атеистической основе. В уклад белорусов колядки начали возвращаться лишь в 1990-х. Сейчас хозяева стараются щедро одарить колядующих, тогда год станет удачным. Хочется верить, что благодаря неравнодушным к своей истории и культуре людям этот праздник будет радовать ещё многие поколения рогачёвцев. «Добрый вечер, щёдрый вечер, добрым людям на здоровье!»

Елена УДАРЦЕВА.

Фото из архива Курганского сельского Дома народного творчества.


Поделиться:

Добрым людям на здоровье, или Как щедруют на Рогачёвщине: 2 комментария

  • 15.01.2018 в 08:56
    Permalink

    Традиции не умирают, это радует! Если в прошлом году только два раза по два-три человека заходили, то в этом году шесть групп детей. Правда, некоторые совсем не готовы были, выглядело действительно как попрошайничество какое, детям простительно. А некоторые и стихи/песни сами придумывали на современный манер с кризисом и валютой, было весело))

  • 15.01.2018 в 11:37
    Permalink

    А к нам вчера никто не заходил и мы сильно не расстроились))

    Вообще словил себя на мысли, что это напоминает набег монголо-татар, когда содрогаются стены, сотрясается подъезд, а дверной звонок, не справляющийся с резко возросшей на него нагрузкой, так и вовсе в знак протеста попросту сгорит или кнопка звонка в нём станет западать, а то и вовсе вывалится ;))

    Никогда не принимал в этом участия (мне это почему-то напоминало некое попрошайничество), т.к. не хотел выглядеть изголодавшимся сиротинушкой с протянутой рукой — и ни разу не пожалел.)
    Хотя ничего против такого действа не имею — каждому своё.

    А что касается сохранения традиций, то я ратовал бы за то, чтобы непосредственно Новый Год встречали семьями, а потом уже расходились кто куда: по друзьям, знакомым, по ёлкам и т.п.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.