5 ноября – День работников гражданской авиации. От Бейрута до Лондона: история рогачёвского пилота

«Гордимся, что научили!» – именно эта рекламная фраза пришла на ум после интересной беседы с нашим земляком, выпускником СШ № 6, который смог воплотить детскую мечту в жизнь и покорить небо. Уже четыре года Юрий Вяткин (на снимке) управляет самолётами Национальной авиакомпании «Белавиа». Вопреки словам знаменитой песни, парень не оставлял девушек на потом, и они с женой воспитывают очаровательную дочку. В канун профессионального праздника мы связались с рогачёвским пилотом, и он, несмотря на занятость, с удовольствием дал интервью родной районке после воздушного вояжа в Москву и Прагу.


? Юрий, здравствуйте! Когда Вас «позвало» небо?
– Добрый день! Вообще хотел летать с детства. Как-то отца на планере и на буксировщике покатали, рассказывал, как ему понравилось. Я тоже попросил, но не вышло. Некоторое время спустя увидел в школе объявление о наборе в аэроклуб. Подумал: «Раз не покатали – сам полечу».
Пришёл в аэроклуб, из-за возраста мог только самолётики клеить, но очень хотелось прыгнуть с парашютом. Меня записали «на будущее», как 15 лет исполнится, и предложили пока полетать на планере в Минькове. Управлять планером понравилось. Директор аэроклуба Татьяна Чупрунова посоветовала учиться дальше и работать по специальности.
Возник вопрос: «Куда пойти?» Я подумал про Минский высший авиационный колледж, но как выяснилось, там готовили лишь инженеров и диспетчеров. Татьяна Петровна подсказала, что пилотом можно стать в Ульяновске (РФ). Родители восприняли эту новость настороженно, а мне идея понравилась: профессия хорошая – почему нет?! К концу школы точно знал, что поступать буду в Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации.
Раньше было проще: вступительные экзамены разрешали сдавать в Минске. Я прошёл медкомиссию и сдал 4 экзамена: физкультуру, русский язык, физику и математику. Сейчас добавили обязательный английский язык. Отучился 5 лет, и в 2013 году сразу устроился в авиакомпанию «Белавиа».

? Сложно было учиться?
– Если в школе более-менее хорошо относиться к учёбе, то там учиться несложно. Помню, в школе нас пугали: «Вот, здесь вам хорошо, а поступите – посмотрите, как тяжело будет». Я как приезжал домой, всегда говорил: «А что там, вот в школе было тяжело, потому что всё требовали!» А в Ульяновске ты знаешь, для чего это учишь, – ничего лишнего. Но для получения моей специальности «Лётная эксплуатация воздушных судов» приходилось хорошо сдавать экзамены.

? Отрабатывать не нужно было?
– Мы учились на бюджете, но никто не требовал отработки в России или где-то ещё. У нас в Минске много россиян учится.

? При трудоустройстве в «Бел-авиа» был большой конкурс?
– В то время конкурса как такового не было – просто собеседование с заместителем генерального директора по лётной работе. Это сейчас сюда сложно устроиться. Единственное, когда я пришёл, нужно было знать английский на международном уровне, минимум на 4-м (из 6). Я поехал в Санкт-Петербург, получил сертификат – и меня сразу приняли.

? Помните свой первый полёт?
– Если честно, практически каждый полёт – как первый. На планере были одни ощущения, когда полгода летал на самолёте CRJ – совершенно другие, переучился на Boeing – всё иначе. Сейчас летаю на Boeing 737. Первый раз всегда немножко волнительно. Потом втягиваешься.

? Бывает страшно?
– Знаете, это можно сравнить с автомобилем: если ты пассажир, тебе страшнее, потому что ничего не можешь сделать, ничего не контролируешь. А когда управляешь, то нет времени пугаться – нужно что-то делать! Можно опасаться чего-либо, но не бояться. Конечно, если в грозу летишь, то знаешь, что ничего хорошего в ней нет. Пролетаешь над ней, иногда и поколачивает…

? В каких направлениях летаете и как часто?
– Конкретного графика нет, расписание очень гибкое. О полёте можно узнать за три–четыре дня. Если у пилотов уже есть планы – они предупреждают. А так летаем почти каждый день, в любое время суток. Как правило, если рейсы короткие, делаем по два вылета. Медкомиссию каждый раз проходим.
У нас всенаправленная программа. Летаем везде. Казахстан, Россия, практически вся Европа, выполняем чартерную программу.

? Где понравилось больше всего?
– С высоты птичьего полёта любая страна красивая, хочется на неё посмотреть, но все аэропорты, лётно-посадочные полосы одинаковые.

? В рейсе у вас есть свободное время отдохнуть, по городу погулять?
– Обычно нет. Прилетаем, заправляем самолёт и летим обратно. Возможность погулять появляется два раза в год во время выезда на тренажёры. Вот между тренажёрами, которые длятся пару дней, и выходим в город. В Берлин ездили, Вильнюс, Амстердам. Бывают командировки – возим наших футболистов. Иногда самолёты ломаются, тогда тоже выпадает случай прогуляться.

? А есть приметы, связанные с профессией?
– Общих примет нет, у каждого они свои. Единственное, если ты надеваешь форму и пуговица отвалилась – это не к добру. Тут как ни крути, сбывается. Недавно командир пришёл, тоже отвалилась пуговица, так намучились и с погодой, и с самолётом, и ещё с чем-то. Сошлись во мнении, что виновата пуговица, по-другому никак (смеётся).

? Есть любимые фильм, книга, песня о лётчиках?
– Из книг очень нравится «Аэропорт» Артура Хейли. В детстве любил фильм «Эйр Америка», но сейчас пересматриваю и понимаю, что много выдумки, как это в фильмах обычно бывает. Но посмотреть можно, хороший, весёлый.

? Можете вспомнить какой-нибудь интересный случай в рейсе?
– Запомнился один случай. Мы как-то прилетели в Бейрут, заправили самолёт, загрузили пассажиров и приготовились запускать двигатель. Диспетчер разрешил взлёт, мы сигналим наземному персоналу, чтобы начинали выталкивать самолёт, а они жестами объясняют, что лампочка не горит. Мы проверили, включи-
ли – всё равно не горит. А если с одной лампочкой проблемы, то и вторая за компанию не работает. Нас не выпускают, а пассажиры уже сидят в самолёте. Начинаем что-то делать, связались с техническим персоналом, но ничего не получилось. Через полчаса должно было садиться солнце – мы остались до утра. Пассажиры расстроились, а мы отдохнули, съездили в город, прогулялись по магазинам, посмотрели, как люди живут.

? С парашютом всё-таки прыгнули?
– Да, 5 раз прыгал, когда занимался, а когда уже в «Белавиа» работал, прыгали с братом в тандеме с инструкторами.

? Что для Вас небо?
– Отвечу так: небо – оно и в Африке небо. И завораживает своей красотой всегда и везде. А вот полёт даёт возможность взглянуть на небо и на всю землю с иного ракурса. Но главное – даже в самый хмурый день я могу наслаждаться солнцем, потому что мы летаем выше облаков.

EXIF JPEG

Беседовала Елена УДАРЦЕВА.
Фото из личного архива
Юрия ВЯТКИНА.


Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.