Рогачевская обсерватория: из прошлого – в будущее

Одним из самых ценных и величественных исторических памятников в нашем городе является комплекс построек бывшего реального училища. В свое время здесь действовали учительская семинария и двухгодичный учительский институт, а в настоящее время располагается средняя школа № 2 имени Виталия Колесникова. Открытие училища в дореволюционном Рогачеве стало уникальным событием: здесь впервые была оборудована автономная электростанция и смонтирована система парового отопления. Кроме этого, с южной стороны над вторым этажом была пристроена башня, в которой размещалась обсерватория. Долгое время помещение не использовалось по назначению, однако теперь в планах подарить обсерватории новую жизнь, а рогачевским школьникам – прекрасную возможность наблюдать за небесными светилами в родном городе.

Обсерватория в аварийном состоянии до ремонта.

Обсерватория в аварийном состоянии до ремонта.

Так выглядит башня после проведенной в 2014 году реставрации.

Так выглядит башня после проведенной в 2014 году реставрации.

Экскурс в историю.
Официально годом открытия реального училища считают 1906 год (Отношение № 2 от 18 августа), однако полностью работы по строительству здания были завершены годом позже, в 1907 году. Обсерватория изначально была неотъемлемой и необходимой частью образовательного учреждения, так как в училище изучали точные науки.

На снимке начала ХХ века башню обсерватории реального училища в Рогачеве венчает купол.

На снимке начала ХХ века башню обсерватории реального училища в Рогачеве венчает купол.

Для справки. До революции реальным училищем именовали среднее учебное заведение без преподавания древних языков, с преобладанием в учебном плане математики и естественных наук.

— Что касается целей училища, то главной из них считалось подготовить абитуриентов к поступлению в высшие учебные заведения, — вспоминал на страницах районной газеты «Камунар» (от 2 марта 1991 года) пенсионер Петр Вадила. – Учащиеся должны были овладеть всеми предметами уровня средней школы и двумя западноевропейскими языками.
В том числе большое внимание уделялось естествознанию. По словам научного сотрудника Рогачевского музея Народной Славы Александра Рикунова, скорее всего, обсерватория активно использовалась, возможно, там даже стоял телескоп. До революции – точно. Не исключено, что астрономией в башне занимались и во время работы Рогачевского учительского института.
После четырехдневного пожара в начале Великой Отечественной войны и освобождения города от немецко-фашистских оккупантов здание реального училища сильно пострадало, однако уцелело. Его смогли восстановить и разместить здесь среднюю школу №2 (для учеников, обучающихся в русских школах). Первый учебный день прошел в отремонтированном здании 12 января 1945 года.

Были ли практические занятия по астрономии?
Не сохранилось никаких официальных сведений, использовалась ли по назначению обсерватория в послевоенные годы. Однако, по словам бывшего директора школы Сергея Антоновича Артемишина, проработавшего там с 1984 до 2013 года, во второй половине 1960-х годов занятия по астрономии в школьной обсерватории проходили. Проводил их учитель физики, математики, а после и астрономии Самуил Львович Нахамчик. Ребята с радостью высоко забирались в пристроенную башню с телескопическими трубками. Поднимались туда самые смелые ученики, так как путь к обсерватории не из легких. У них перед глазами был наглядный пример смелости и мужества – их преподаватель, награжденный медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».
В чем же состояла проблема? Дело в сложном подходе к башне-обсерватории. Ведущая вверх лестница представляет собой два железных поручня, прикрепленных к стене, и перекладины из того же материала, расположенные на достаточно большом расстоянии друг от друга. Не каждый взрослый полезет, не говоря о детях.

Экскурсия в будущее.
Это и на сегодняшний день остается одной из главных проблем по технике безопасности. Однако уже запущен механизм возрождения обсерватории, инициатором которого стал заместитель председателя райисполкома Василий Корольчук. Его предложение многие поддержали, в том числе и нынешний директор школы Николай Белоусов. Некоторое время ушло на поиск спонсорских средств.
Помещение длительное время не использовалось, так как находилось в аварийном состоянии и требовало капитального ремонта. В 2012 году закончился долгожданный ремонт школы, а в 2014 году была отреставрирована башня, которую завершает элемент, имеющий важное геодезическое значение. По словам начальника землеустроительной службы Рогачевского райисполкома Владимира Довыдова, это пункт полигонометрии.

Обсерватория в СШ №2: вид изнутри.

Обсерватория в СШ №2: вид изнутри.

Для справки. Геодезический (полигонометрический) пункт — точка, особым образом закрепленная на местности (в грунте, на строении или другом искусственном сооружении) и являющаяся элементом геодезической сети, которая служит основой топографической съемки местности, для планировки и строительства городов, перенесения проектов инженерных сооружений в натуру и ряда других геодезических работ.

Таким образом, сейчас обсерватория выглядит очень красиво, причем не только снаружи, но и изнутри. Небольшое, но уютное, полное света помещение ждет своих первых естествоиспытателей. Осталось только решить еще два важных вопроса.
Безусловно, нужно сделать все возможное, чтобы школьникам было удобно и безопасно подниматься в обсерваторию. По словам директора СШ №2 Николая Белоусова, работа по решению этой проблемы уже началась.
— В обустройстве помогает индивидуальный предприниматель, который с нами давно сотрудничает и многое уже сделал, в том числе для музейной экспозиции, — отметил Николай Владимирович. – Планируем возвести широкую деревянную лестницу с перилами. Предстоит много работы…
Наконец, чтобы наблюдать за явлениями природы, нужен телескоп, стоимость которого немаленькая. Однако и эта проблема может вскоре решиться, так как уже есть спонсор, который готов вложить собственные средства и осуществить мечту многих рогачевских школьников, увлекающихся естественными науками. Кто знает, может, обсерватория, которая будет действовать в нашем городе, подарит миру великих астрономов…

СШ №2 города Рогачева. Современная фотография.

СШ №2 города Рогачева. Современная фотография.

Елена УДАРЦЕВА.
Фото Раисы БОРОВОЙ.


Поделиться:

Рогачевская обсерватория: из прошлого – в будущее: 7 комментариев

  • 16.08.2015 в 23:28
    Permalink

    Приятно что в газете стали появляться интересные публикации. Недавно была интересная статья про оформление ж.д. вокзала, сейчас про обсерваторию. Не сомневаюсь что большинству читателей газеты это будет интересно. А ведь в сегодняшнем Рогачёве есть много интересного, но, к сожалению, мало кто об этом знает. Хотелось чтобы газета продолжила публиковать познавательные статьи о нашем городе и районе. Удачи Вам.

  • 17.08.2015 в 10:51
    Permalink

    Присоединяюсь к коментарию Владимира. Очень интересные статьи, посвящённые жд вокзалу (похоже, началась его реконструкция), обсерватории.
    По-своему понравилась статья с воспоминаниям бывшего врача-дерматовенеролога Валерия Кравцова.
    http://www.slova.by/?p=54175

    Особенность статьи в том, что в ней воспоминания тесно перекликаются с краеведением: речь идёт о улицах Песчаная, Циммермана, Боровицы, зданиях райисполкома, кинотеатра «Родина» об общегородских событиях – читается на одном дыхании.
    Лично мне было бы интересно в будущем увидеть статью, посвящённую улицам города: исчезнувшим, переименованным, появившимся в новое время.
    Можно было бы сделать нечто наподобие дайджеста десятилетий, где рассказывалось бы о самых ярких событиях того или иного десятилетия.
    Тем, кому действительно интересно прошлое города и района, могу посоветовать просмотреть архив газеты «Камунар». Я просмотрел 60-е-80-е гг. – много интересного почерпнул в статьях. Встречаются снимки города что порой трудно определить ту или иную местность, где был сделан снимок.
    Но сбор информации – тяжелейший труд, требующий времени.
    Поэтому, если бы на страницах газеты хотя бы 1-2 раза в год печатались такие вот краеведческие статьи со снимками, было бы великолепно. ;)

  • 18.08.2015 в 12:08
    Permalink

    дело в том, что интересные научные статьи отдаются в газету, но они не публикуются, как минимум 5 статей еще не вышло

  • 18.08.2015 в 14:53
    Permalink

    Крис, может быть они такие «интересные» и «научные», что не только «СС», но любая другая газета не берется их печатать? Многим местным краеведам свойственно придавать своим буйным фантазиям оттенок научности и достоверности. Вы не из их числа будете?
    Если считаете свои статьи такими великими и ценными для общества, то берите пример с вашего начальника — издавайте свои «гениальные» произведения за свой счет. Сами читайте и сами восхищайтесь написанным.

  • 18.08.2015 в 15:07
    Permalink

    Согласен, Ударцева своими статьями утерла нос многим так называемым знатокам истории Рогачева. Вот они и лопаются от зависти! Сами-то не способны написать исследование такого уровня.

  • 18.08.2015 в 15:55
    Permalink

    Инкогнито, согласен с Вашей точкой зрения, касающейся автора данных статей, но здесь ещё и огромный плюс в том, что статьи хорошо обработаны стилистически и предоставлены читателю интересными: лёгкими для чтения и усвоения.

    А вот что касается написания исследований краеведами либо людьми, проявляющими интерес к работе над исследованиями, то я не был бы так категоричен. Давайте оттолкнёмся от темы краеведения. Например, существует некий проект (исследовательская работа). Для проекта нужна информация, сбор которой из разных источников сопряжён с двумя трудностями: наличием времени и денег. Время можно найти. А вот деньги… Деньги могут понадобиться на сбор информации, её оцифровку. Когда проект скомпонован, появится необходимость её обработки корректором. И вновь деньги. Финальным аккордом понадобятся дополнительные вложения на издание (печать).
    Вот в 2013 г. в преддверии юбилея МКК был создан юбилейный альбом, работа над которым на всех этапах была проделана колоссальная, следовательно, были вложены средства. Не каждому под силу отыскать дополнительные средства для их последующего вложения в проект.
    А что касается уровня альбома или даже статей в газете, то здесь тоже вопрос спорный: кто-то, увидев альбом или статью в газете, по достоинству оценит результат, а кто-то, получив газету, просто просмотрит «картинки» и даже не поймёт истинную ценность работы.
    Ещё один момент: недопонимание окружающих либо должностных лиц при работе над проектами, но, как говорит Леонид Каневский, а это уже совсем другая история….

  • 18.08.2015 в 16:10
    Permalink

    Приятно, что статья многим понравилась! Но, уважаемые участники форума, давайте не будем позитивный материал направлять в негативное русло. Среди научных статей, переданных нам, есть очень интересные — всему свое время. И, кстати, мне было бы сложно написать подобный артикул без некоторых знатоков истории города, в том числе учителя СШ №2 Ольги Кравченко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.