Правовой всеобуч: земельные споры и порядок их разрешения

Около трети всех обращений граждан нашей области по вопросам земельных отношений, поступающих в различные инстанции, составляют споры землепользователей, чаше всего — это споры смежных землепользователей по прохождению границ земельных участков. Поэтому хотелось бы довести до сведения землепользователей, что законодательством установлен порядок разрешения земельных споров, в том числе местными исполнительными комитетами, по результатам рассмотрения которых принимается конкретные обязательные к исполнению решения. Статьей 92 Кодекса Республики Беларусь о земле четко определено, какие из земельных споров разрешаются только в судебном порядке, а какие — исполнительными комитетами. Полагаю, что в ряде случаев не стоит писать многочисленные жалобы в различные инстанции и получать на них ответы-разъяснения, а имеет смысл в установленном порядке подать заявление о рассмотрении земельного спора в орган, к компетенции которого относится рассмотрение спора, пройти процедуру его рассмотрения и получить решение, обязательное для исполнения. Прежде всего, определимся, какие споры относятся к земельным?

Земельные споры обычно связаны с возникновением, изменением и прекращением прав на землю, возмещением затрат, возникающих в связи с земельными отношениями.

Это споры между субъектами земельных отношений в связи с действительным или предполагаемым нарушением их земельных прав и законных интересов. В процессе рассмотрения земельного спора ведется доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной законом процессуальной процедурой и равноправия перед законом всех участников земельных отношений. Законодательство выделяет преимущественно два вида земельных споров:

— споры между участниками земельных отношении по поводу владения и пользования землей;

— имущественные споры, связанные с земельными отношениями.

Так вот, имущественные споры, связанные с земельными отношениями, разрешаются только в судебном порядке. К ним относятся земельные споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков. В судебном порядке в соответствии со статьей 45 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее — Кодекс о земле) по иску заинтересованного лица рассматриваются споры по установлению земельного сервитута. Поясню, что земельный сервитут — это установленное право пользования чужим имуществом в определенных пределах (например, право прохода, проезда через соседний участок земли).

Все иные земельные споры, кроме тех, о которых сказано выше, разрешаются местными исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией и (или) судом.

Что нужно сделать, чтобы возбудить производство по рассмотрению земельного спора, и в каком порядке он рассматриваются?

Для того, чтобы соответствующий исполнительный комитет (областной, городской (городов областного подчинения), районный, сельский, поселковый начал рассматривать земельный спор, необходимо заявление одной из заинтересованных сторон.

Земельный спор рассматривается в присутствии сторон (их представителей) и иных заинтересованных лиц. Все они должны быть уведомлены о времени и месте рассмотрения земельного спора не позднее чем за три дня до его рассмотрения.

В случае неявки одной из сторон, если от нее не поступило заявления о рассмотрении земельного спора в ее отсутствие, рассмотрение земельного спора откладывается, а течение срока его рассмотрения приостанавливается. Но обращаю внимание на то, что неявка стороны без уважительных причин по повторному вызову не является препятствием для рассмотрения земельного спора.

Какими правами наделены стороны при рассмотрении земельного спора?

Необходимо ответить, что материалы, необходимые для рассмотрения спора, подготавливаются исполнительным комитетом, который рассматривает земельный спор. Для этой цели исполнительный комитет может образовывать комиссию, которая готовит акты обследования земельных участков, картографические материалы с границами этих участков, копии градостроительной документации и иные материалы, необходимые для разрешения земельного спора.

Каждая из сторон, участвующих в споре, имеет право знакомиться с этими материалами, делать из них выписки или снимать копии, представлять документы и иные доказательства, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения, возражать против ходатайств и доводов другой стороны, получать копию решения по земельному спору, а также обжаловать его.

В какой срок земельный спор должен быть рассмотрен?

Земельный спор должен быть рассмотрен не позднее одного месяца со дня поступления заявления, а спор, не требующий дополнительного изучения и проверки, — не позднее пятнадцати дней. При необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнительных материалов исполнительный комитет, в который поступило заявление, может продлить указанный срок, но не более чем на один месяц, одновременно уведомив об этом заявителя.

По результатам рассмотрения земельного спора исполнительный комитет, рассматривающий его, принимает решение, предусматривающее порядок его исполнения и меры по обеспечению восстановления нарушенных прав землепользователей, которое не позднее пяти рабочих дней направляется каждой из сторон, участвовавших в земельном споре.

А если стороны или одна из сторон не согласны с решением по земельному спору?

Каждая из сторон вправе обжаловать решение но земельному спору в вышестоящий исполнительный комитет или в суд в течение одного месяца со дня получения копии решения но земельному спору.

Обжалование решения по земельному спору приостанавливает его исполнение.

А если стороны не обжаловали решение в установленный срок, но и не исполняют его, или не исполняет одна из сторон?

В этом случае исполнение решения по земельному спору обеспечивается соответствующим исполнительным комитетом или иными государственными органами в соответствии с их компетенцией.

То есть, заинтересованная сторона, получив решение но земельному спору, даже если другая сторона не согласна с ним. но и не обжаловала его. вправе требовать его исполнения. Например, если это решение по спору о прохождении границ земельного участка, то на основании решения по земельному спору, организацией по землеустройству будут установлены границы земельного участка, и гражданин сможет в установленном порядке получить правоудостоверяющие документы на нею.

Рассматриваются ли споры по прохождению границ земельных участков между смежными землепользователями, имеющими правоудостоверяющие документы на земельные участки, или если правоудостоверяющие документы имеет одна из сторон?

Напомню, что согласно статье 21 Кодекса Республики Беларусь о земле правоудостоверяющим документом на земельный участок является свидетельство о государственной регистрации.

При осуществлении государственной регистрации производится регистрация создания земельного участка (в установленных границах) и возникновения права на него. Согласно статье 7 Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» государственная регистрация создания недвижимого имущества (земельного участка в установленных границах) может быть признана недействительной только в судебном порядке.

Таким образом, чтобы рассматривать спор о прохождении границы земельного участка, если фактически на местности она соответствует правоудостоверяющим документам, необходимо в судебном порядке отменить государственную регистрацию создания земельного участка и возникновения прав на него. Поэтому в таких случаях заявителю дается разъяснение о необходимости обращения в суд с иском о признании недействительной государственной регистрации. Если в соответствии с решением суда будет отменена государственная регистрация, земельный спор о прохождении границ может быть рассмотрен в установленном порядке.

Л. КУЛИНИЧ, первый заместитель начальника землеустроительной службы Гомельского облисполкома.


Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.